Для того чтобы представить взаимоотношение субъекта и объекта исследования, необходимо обратить внимание на Рис. 2.1. Процесс «понимания» в какой-то мере противоположен процессу «измерения», поэтому на Рис. 2.1 эти процессы расположены на противоположных концах горизонтальной оси. С другой стороны – существуют методы, благодаря которым исследователь больше прибегает к максимальному взаимодействию с испытуемым, а в иных случаях он полагается на себя, где взаимодействие испытуемого и исследователя минимальное, поэтому отношение «субъект – субъект» и «субъект» в процессе исследования также носят во многом противоположный характер. На Рис. 2.1 эти процессы находятся на противоположных концах вертикальной оси.
Далее, если обратить внимание на правый и нижний квадрат Рис. 2.1, то можно представить, что «архивный метод» в основном характеризуется активной деятельностью субъекта (исследователя), который при интерпретации (толковании) полученных результатов в ходе исследования полагается на процесс понимания (субъективный опыт и знания).
Если же обратиться к левому верхнему квадрату Рис. 2.1, то можно увидеть иную картину взаимоотношений испытуемого и исследователя, – напротив, при методе исследования «эксперимент» исследователь и испытуемый находятся в активном общении и при этом очень важен результат измерений, который, как и взаимоотношения «субъект – субъект» играет важную роль при интерпретации результатов исследования.
Т.о., основные эмпирические психологические методы исследования во многом связаны с такими критериями отношения между испытуемым и исследователем: опосредованность, активность и пассивность. Классификация основных эмпирических психологических методов с учётом данных критериев представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Классификация основных эмпирических психологических методов по критериям«опосредованность», «активность», «пассивность» исследователя.
Опосредованность |
Активный |
Пассивный |
Опосредованный |
Эксперимент |
Измерение |
Непосредственный |
Беседа |
Наблюдение |
2. 3. Характеристика неэкспериментальных психологических методов исследования
В данном разделе будут проанализированы такие неэкспериментальные психологические методы как наблюдение, беседа, «архивный метод» (анализ поведения и продуктов деятельности).
Наблюдение – это целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта. Данный метод является вместе с самонаблюдением старейшим психологическим методом. Как научный эмпирический метод наблюдение использовалось с конца 19 и в начале 20 в. в клинической психологии, психологии развития, социальной психологии, педагогической, а также в психологии труда. А. Ф. Лазурский, в основу метода ставил – внешнее наблюдение, которое, как он считал, играет большую роль в работе психолога[11].
Различают два вида наблюдения: несистематическое и систематическое.
Несистематическое наблюдение проводится обычно в ходе полевого исследования, социальной психологии. При данном исследовании не важно установление причинно-следственных связей, а создание обобщённой картины поведения отдельного человека, группы в определённой ситуации, условиях.
Систематическое наблюдение осуществляется по строго заданному плану, когда исследователь регистрирует особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды. План данного вида наблюдения во многом соответствует схеме эксперимента или корреляционного исследования.
Процесс наблюдения состоит из таких этапов: 1) определяется предмет наблюдения (поведение), объект (отдельные люди, группы), ситуации; 2) выбирается способ наблюдения и регистрация данных; 3)строится план наблюдения (ситуация – объект – время); 4) выбирается метод обработки результатов; 5) проводится обработка и интерпретация полученной информации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.