Методы психологических исследований: Рекомендации к выполнению практических занятий по дисциплине «Психология» (Основы общей психологии)

Страницы работы

34 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Сибирский государственный индустриальный университет

Кафедра социальной работы, психологии и педагогики

МЕТОДЫ  ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ  ИССЛЕДОВАНИЙ

Рекомендации к выполнению практических занятий по дисциплине «Психология» (Основы общей психологии). Специальность 350500 «Социальная работа»

Новокузнецк

2002

ББК 88 в 6я7

Методы психологических исследований: Метод. указ./  Сост.:              С.Г. Колесов: СибГИУ. – Новокузнецк, 2002. – 35 с.

Изложены рекомендации по психологическим исследованиям.

Предназначены   для студентов специальности «Социальная работа» (350500)

Рецензент–кафедра гуманитарных дисциплин Кузбасский филиал  ВлЮИ МЮ РФ (зав. каф. )

Печатается по решению редакционно-издательского совета университета

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня нет такого человека, который бы не интересовался как своими проблемами, так и проблемами людей окружающих его самого. Человеку свойственно познавать других людей, ибо тайны познания окружающего мира связаны во многом с окружающими нас детьми, сверстниками и взрослыми. Для получения знания о других людях можно ограничиться собственным опытом, позволяющим оценить поведение других в сходных ситуациях, с другой стороны – мы можем воспользоваться советом людей более осведомлённых в подобных сложных ситуациях жизни.

Теми и другими способами приобретения психологического знания о себе и людях можно овладеть, освоив методы психологических исследований, которые возникали как результат многовекового труда и опыта учёных разных стран мира.  Достаточно привести в качестве примера многотомную работу под редакцией П. Фресса и Ж. Пиаже «Экспериментальная психология», либо классический учебник такого рода стала «Экспериментальная психология» Ф. Дж. Мак  Гигана и др.

Логика развития научного метода приобретения психологического знания приводит на современном этапе высшую школу к внедрению в программные требования по овладению навыками таких известных методов как наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование и т.д. Любой современный  учебник по психологии не издаётся без раздела, связанного с методами психологических исследований. Психологическая основа приобретения психологического знания о себе и других людях (психологический метод) становится очень актуальной для практического курса при подготовке специалистов любой человеческой деятельности, связанной с взаимодействием вида  «человек – другой человек», так и «человек – машина».

Данные методические указания являются своеобразной попыткой дополнить курс «Общей психологии», с точки зрения расширения представления о методах психологического исследования у студентов разных университетских специальностей.

Предложенный материал методических указаний содержит современные методы психологических исследований, связан в основном  с научно-психологическими традициями последнего столетия. Это гарантирует их подлинность современность.

Глава 1. Основные общенаучные методы исследования

1. 1. Методология науки

Методология – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение о данной системе.

Наука – это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности[1]. Полезность, эффективность научного знания являются производными от его истинности.

Французский философ О. Конт определял три основных формы человеческого знания: а) теологическое (религиозное)все явления объясняются на основе религиозных представлений; б) метафизическое (философское) – явления существующие в мире объясняются сущностями и причинами; в) позитивное (научное) – обеспечивает во многом не только знание о природе, но и об обществе.

Современная наука, как знание позитивное, не является единственным знанием. Наряду с научным знанием, хоть и оно доминирует на данном этапе, существуют и религиозное, и философское.

«Методология всегда подобна костяку, скелету в организме животного»[2]. Поэтому, если психология является наукой, то на неё распространяются все требования, связанные с научными методами.

Термин «наука» имеет отношение к той совокупности знаний, которые получены на современном этапе развития науки, научным методом.

Результатом научной деятельности учёного может быть не только описание реальности, попытки предсказания процессов и явлений, выраженные в текстовой, схематической, графической форме, но и получение законов, отражающих сущность познаваемого явления.

Научная система знаний характеризуется наряду с житейской (приобретённой в обычной жизни)– достоверностью, систематичностью, объективностью. Обычно наука характеризуется методом, который понимается как путь, приём, способ познания изучаемого явления.

Более широкое понятие, нежели метод – существенное для понимания методологии науки – парадигма. Это общепризнанный эталон, являющийся примером научного исследования, включающий закон, теорию, метод и т. д. Наличие парадигмы является признаком зрелости науки.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
198 Kb
Скачали:
0