Основные архитектурно-конструктивные типы судов. Судовые перекрытия и их системы набора. Материал корпуса судна и способы соединения обшивки и набора. Конструкция палубных перекрытий сухогрузов, страница 16

Так как основная нагрузка действует по нормали к бортовой поверхности судна, а нагрузки от общего продольного изгиба невелики, то наиболее применима поперечная система набора. Продольная система бортовых перекрытий применяется только для сухогрузных судов большой длины (более 180м).

Боровые перекрытия сухогрузов по поперечной системе набора.

Поперечная система набора бортовых перекрытий конструктивно реализуется в виде системы обыкновенных шпангоутов (монотонная система) и  системы рамных шпангоутов.

Система обыкновенных шпангоутов. Балками главного направления являются шпангоуты, устанавливаемые на расстоянии одной шпации. Изготавливают шпангоуты из катаных профилей и сварных тавровых балок; крепят их к палубному набору с помощью бимсовых книц, а к днищевому – с помощью скуловых книц. Шпангоуты, соединенные кницами с флорами и бимсами, образуют плоскую шпангоутную раму.

На многопалубных судах шпангоуты междупалубных пространств, расположенных выше грузовой ватерлинии могут иметь момент сопротивления,  а следовательно, и размеры, чем у трюмных шпангоутов.  Для обеспечения непрерывности шпангоутной рамы разрезные шпангоуты соединяют с помощью книц.

РИСУНОК69  72  70  71   9.6   9.7    9.8  9.9     72   73    74

При больших пролетах шпангоутов их подкрепляют установкой бортовых стрингеров. Назначение стрингеров состоит в том, чтобы распределить нагрузку и привлечь к работе соседние шпангоуты. Стрингеры по своей высоте не превосходят высоту стенки шпангоута и состоят из разрезных бракет, приваренных к наружной обшивке и к стенкам шпангоутов.

Монотонная система бортового набора получила широкое распространение на сухогрузных судах в районах грузовых трюмов. Борта с такой системой набора представляют большие удобства для погрузки длинномерных и штучных грузов.

Система рамных шпангоутов. Кроме обычных шпангоутов устанавливаются также более мощные рамные шпангоуты, которые изготавливаются из сварного таврового профиля. Рамные шпангоуты устанавливаются в плоскости сплошных флоров и рамных бимсов, если таковые имеются. Бортовые стрингеры по высоте равны высоте рамного шпангоута. Стрингер разрезается на рамных шпангоутах,  а для прохода обыкновенных в нем делаются типовые вырезы.

Такая систем бортового набора хорошо воспринимает нагрузку и нашла широкое применение  в районах машинного отделения,  а также на тех судах где объемы не утилизируются в такой степени,  как на сухогрузных судах.

Верхние концы трюмных и твиндечных шпангоутов соединяют с расположенными в их плоскости бимсами при помощи обычно равнобоких книц. Более приемлемы бимсовые соединения с одним или двумя допустимыми (до 25-40мм) технологическими зазорами и с приставными кницами (РИС 9.6). Однако в районах интенсивной вибрации, ледовых усилений и на судах, швартующихся в море, технологические зазоры не допускаются.

В случае продольной системы набора палубы шпангоуты, расположенные между рамными бимсами, доводят до настила палубы и кницей соединяют с ближайшей продольной балкой (РИС 9.7).

Соединение трюмных и твиндечных шпангоутов имеет несколько вариантов. Трюмный и твиндечный шпангоуты при существенной разницы в размерах сечений могут соединяться непосредственно между собой ниже или выше палубы (РИС 9.8 г и б). возможен вариант соединения твиндечных шпангоутов с промежуточной палубой при помощи переходной вставки (РИС 9.8 в). Если опорные кницы отсутствуют, размер сечения шпангоутов в твиндеке увеличивается,  в этом случае необходим полный провар соединения шпангоута с настилом палубы.

В соединениях рамных шпангоутов и рамных бимсов технологические зазоры не допускаются. Кницы могут быть приставными и вварными. Рамные балки рекомендуется соединять со скруглением свободной кромки (РИС 9.9).

РИС 72

Продольная систем бортового  набора сухогрузов.

Балками главного направления являются бортовые продольные балки, устанавливаемые на расстоянии одной шпации. Продольные балки изготавливают из катаных профилей, если момент сопротивления катаных профилей недостаточен, балки изготавливают сварными.