Одно их основных назначений наружной обшивки – обеспечение непроницаемости корпуса при действии внешних нагрузок в период эксплуатации судна. Кроме того, наружная обшивка участвует в обеспечении местной и общей прочности корпуса судна. В составе бортовых и днищевых перекрытий наружная обшивка принимает участие в местном изгибе в качестве присоединенных поясков соответствующих балок. В то же время как часть продольных связей корпуса она участвует в общем изгибе судна: днищевая – в составе нижнего пояска, а бортовая – в качестве стенки эквивалентного бруса.
На наружную обшивку действуют следующие нагрузки:
- нагрузки от гидростатического давления воды действуют на погруженную в воду часть наружной обшивки по нормали к ее поверхности и увеличиваются с глубиной, а также удары волн;
- нагрузки от общего продольного изгиба корпуса судна, особенно при положении судна на подошве и вершине волны;
- на наружную обшивку борта действуют усилия с внутренней стороны корпуса судна (силы веса от груза, оборудования, механизмов);
- случайные нагрузки ( удары о плавающие предметы, удары при швартовке).
Таким образом, на наружную обшивку корпуса в различных районах действуют различные усилия в сложных комбинациях. Это обуславливает необходимость установки в различных районах корпуса листов наружной обшивки разной толщины.
Кроме обеспечения достаточной прочности листов наружной обшивки, необходимо учитывать и долговечность службы корпуса. Для этого приходиться утолщать листы наружной обшивки с учетом их коррозионного разрушения, интенсивность которого в различных районах различна.
Обычно надводная часть меньше подвергается коррозии, уход за ней и защита (красками) несложны. Подводная же часть подвержена значительному коррозионному разрушению. Ее очистка и покраска производиться раз в 1-2 года. Наиболее интенсивному коррозионному разрушению подвергается бортовые листы в районе переменной ватерлинии.
Толщина листов наружной обшивки рассчитывается по формулам из Правил Регистра в зависимости от рассчитанного давления.
Наружная обшивка формируется их стальных листов, соединяемых между собой встык сваркой. Листы обшивки ориентируются вдоль судна. Продольное расположение листов технологично, поскольку позволяет рационально и экономно изменять толщину обшивки по высоте корпуса. Поперечное расположение листов обшивки применяют в оконечностях судна.
Соединение смежных продольно ориентированных листов по продольным кромкам называют пазом, а по поперечным – стыком. Листы одной ширины, соединенные встык и уложенные вдоль корпуса, называются поясом наружной обшивки. Среди поясьев имеются характерные, отличающиеся по толщине или форме поверхности и идущие обязательно по всей или почти всей длине корпуса, а именно: горизонтальный киль, скуловой пояс, ширстрек. Суда, плавающие во льдах, имеют дополнительно утолщенный ледовый пояс.
Горизонтальный киль – средний утолщенный пояс днищевой обшивки, расположенный симметрично ДП. Ширина горизонтального киля должна обеспечивать необходимую опорную поверхность и допускаемое удельное давление на кильблоки при постановке судна в док. В средней части по длине судна горизонтальный киль обычно плоский по всей ширине, в оконечностях имеет продольные изломы и постепенный подъем боковых кромок. В районе фор- и ахтерпика горизонтальный киль соединяется с соответствующим штевнем. Толщина горизонтального киля больше толщины днищевой обшивки из-за повышенного износа и коррозии, особенно в местах установки на кильблоки при постройке и ремонте.
Скуловой пояс входит в состав днищевой обшивки и в зависимости от обводов скулы имеет либо простейшую в виде части окружности, либо сложную криволинейную форму поперечного сечения. Многие суда имеют скуловой пояс, состоящий в поперечном сечении из одного листа. Однако на больших судах приходиться по сечению скулового пояса вводить два листа. Толщина скулового пояса равна большему из значений толщины смежных поясьев днищевой и бортовой обшивки.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.