Системное представление о государственных образовательных стандартах

Страницы работы

Содержание работы

Г.Н. Сериков, И.О. Котлярова, С.Г. Сериков

СИСТЕМНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ

С введением в действие Закона Российской Федерации (5) в практике образования появилось понятие государственный образовательный стандарт. В нем присутствуют два компонента:   федеральный и национально-региональный,  а также три взаимосвязанных элемента: обязательный минимум содержания образования, ограничение объемов максимальной учебной нагрузки, и требования к уровню подготовки выпускников, которые конкретизируются в образовательных программах.

К настоящему времени на федеральном и региональном уровнях созданы базисные учебные планы (1, 2, 6, 7, 8, 9, 14 и др.) общего образования. Федеральный базисный учебный план строится на основе государственного заказа; национально-региональный – на основе заказа региона, он определяется социальными, национальными, экономическими, экологическими и другими региональными особенностями. В ряде регионов вариативная часть базисного учебного плана конструируется с учетом индивидуальных особенностей учащихся: их успехи в образовании, состояние здоровья и отношение к окружению (в частности, к продолжению образования). Главным документальным выражением базисного учебного плана представляются образовательные программы.

В настоящее время разрабатываются теоретические основы для создания подобных документов (11, 15 и др.). Представляет интерес позиция, согласно которой требования к обязательному минимуму содержания образования выражаются как требования к образованности (11). Образованность определяется как свойство, приобретаемое человеком в процессе образования. Оно выражает определенную меру овладения (усвоения, освоения) им какой-то (специальным образом организованной) части социального опыта (достижений мировой культуры), а также способностей пользоваться им (усвоенным опытом) в своей жизнедеятельности.  Ориентировочные признаки образованности человека целесообразно представлять в форме ее характеристик (осведомленность, сознательность, действенность, умелость). Основанием для вычленения состава характеристик служит деятельность человека (учащегося) во имя социально ценных (актуальных) целей. Осведомленность характеризует те аспекты образованности человека, которые он может проявить через воспроизведение овладеваемой в процессе образования частью социального опыта. Под сознательностью образовывающегося человека мы понимаем меру воздействия усваиваемого им социального опыта на его способность выражать свое собственное отношение к себе и к окружению. Действенность – это мера воздействия осведомленности и сознательности образовывающегося человека не только на его отношения к себе и к окружению, но и на вовлеченность в практическую реализацию разных аспектов своей жизнедеятельности. Под умелостью  мы подразумеваем меру способностей индивида выражать свои актуализированные потребности, пользоваться знаниями в процессе жизнедеятельности с помощью обоснованных действий.

На основании выявленных характеристик образованности с учетом требований к учащемуся, вытекающих из Закона «Об образовании», при участии одного из авторов построена модель выпускника средней общеобразовательной школы (10), Она  представляет собой синтез следующих компонентов:

цели:

·  формирование общей культуры личности,

·  адаптация личности к жизни в обществе,

·  создание основ для осознанного выбора профессии и освоения профессиональных образовательных программ;

направления развития личности:

·  духовное,

·  эмоциональное,

·  интеллектуальное,

·  физическое;

характеристики образованности:

·  осведомленность (критерии полноты, точности, объема, размерности),

·  сознательность (критерии логичности, целенаправленности, соотнесенности),

·  действенность (критерий –  активность);

·  умелость (критерий –  результативность).

Определенный уровень образованности может быть достигнут человеком лишь в процессе труда. Только в результате осуществления учащимися вполне определенных энергозатрат в процессе учебной деятельности зарождается, становится и зреет их образованность. Количество энергозатрат для выполнения одной и той же работы различно для разных людей в зависимости от их личностных (внутренних)  особенностей, от внешних условий и от факторов реализации учебной деятельности.

Реализация человеком учебной нагрузки объективно приводит к его утомлению. Накапливаясь, утомление составляет прямую угрозу жизнедеятельности организма. Следовательно,  целесообразно ограничить (сверху) значения      наиболее типичных показателей, характеризующих энергозатраты людей в процессе учебной деятельности. Энергозатраты в учебной деятельности обусловлены планируемой учебной нагрузкой. 

Определяющим признаком нагрузки является давление (напряжение), осуществляемое извне. Учебная нагрузка предназначается для выполнения учащимися определенных  обязанностей (решение каких-то учебных задач или выполнение заданий), которые поручаются им для содействия в достижении  определенной меры образованности. В процессе учебной деятельности осуществляется решение поставленных задач. При этом от учащегося требуются вполне определенные трудозатраты (умственные и физические), он испытывает психическую напряженность (эмоциональную и духовно-волевую). Все это вызывает его утомление. Таким образом, учебная нагрузка из  преимущественно внешнего плана через энергозатраты переходит во внутренний план. Ее побочным результатом является утомляемость учащихся, которая может угрожать безопасности жизнедеятельности организма. Утомляемость определяется внутренним, присущим каждому индивиду, потенциалом (физическим, интеллектуальным, духовным, душевным),  вследствие чего учебная нагрузка имеет субъективные аспекты. Таким образом, ограничения максимально допустимой учебной нагрузки вводятся с целью сберечь здоровье учащихся в процессе получения образования.

Перевод спроектированных требований к образованности в термины учебных задач и заданий позволяет не только определить  содержание учебной деятельности, но и    превентивно оценить энергозатраты, относящиеся к решению соответствующих задач и к выполнению определенных заданий. Имея в наличии критериально выраженные требования к образованности во всех ее аспектах (осведомленность, сознательность, действенность и умелость), можно наметить тот круг учебных задач, выполнение которых приводит учащихся  к присвоению ими соответствующего уровня образованности. Определение общего объема учебных задач в количественных показателях, их систематизация на основе спроектированных требований к образованности являются важным резервом расчета нормативных показателей учебной нагрузки.

Похожие материалы

Информация о работе