Опираясь на выделенные признаки отграничиваемого содержания образования на интегративно-содержательном уровне представления образовательных программ, следует определить основные виды содержания социального опыта, которое целесообразно (с позиции полезности, информативности и многоаспектности) предъявлять учащимся. Если на концептуально-целевом уровне представления образовательных программ выделяется определенная приоритетность тех или иных концептуальных положений, осуществляется систематизация целевых установок, то на интегративно-содержательном уровне имеет смысл разделить устанавливаемый общий объем спроектированной учебной нагрузки на доли, отводимые для освоения учащимися отобранных видов содержания образования.
Предметно-дифференцированный уровень. Уровень представления образовательных программ, на котором не только определены основные направления осваиваемого содержания образования, но и введены обозначения образовательных предметов (областей), осуществлено их нормативное разделение, назовем предметно-дифференцированным.
На данном уровне осуществляется
· разграничение содержания образования на относительно самостоятельные образовательные единицы, называемые образовательными областями (предметами);
· установление нормативных требований к содержанию образования, включаемого в каждую образовательную область;
· определение нормативных соотношений между различными образовательными областями;
· выявление междисциплинарных взаимосвязей содержания образования как целостности;
· разграничение функций между образовательными областями;
· определение ведущих направлений и механизмов разворачивания содержания образования в дисциплинарном и междисциплинарном аспектах;
· проектирование фундаментальной картины представления содержания образования на каждый период, нормативно устанавливаемый для присвоения учащимся образованности определенного уровня.
Одной из организационных форм выражения результата предметно-дифференцированного уровня представления образовательных программ может быть так называемая фундаментальная образовательная программа, включающая базисный учебный план, а также стратегические установки (правила), позволяющие разворачивать содержание образования. Фундаментальную образовательную программу целесообразно сопровождать пояснительной запиской, в которой формулируются основные элементы программы, взаимосвязи между ними, а также даются установки на способы ее реализации. Разработка фундаментальной образовательной программы является прерогативой федерального органа управления образованием (относительно программ общего (среднего) образования граждан) и органов управления образованием каждого субъекта РФ (в пределах национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта). В ней концентрируются содержательные, процессуальные и организационные аспекты реализации государственной политики в сфере образования. Поэтому она может стать своеобразным стержнем, позволяющим сохранять единое образовательное пространство в условиях плюралистических подходов к реализации образования в России.
Таким образом, на предметно-дифференцированном уровне представления образовательных программ осуществляется конкретизация образовательных областей, входящих в перечень общефедерального и регионального назначения. Однако конкретное выражение соответствующей части предмета образовательного взаимодействия учащихся и педагогических работников может быть различным, так как одни и те же требования к содержанию одного и того же предмета деятельности могут быть выражены различными содержательными средствами. Соответствующие содержательные средства на предметно-дифференцированном уровне представления образовательных программ, вообще говоря, не конкретизируется. В принципе может идти речь о некоем банке содержательных средств, выражающих один и тот же предмет образовательной деятельности, т.е. каждая образовательная область содержательно может быть представлена многообразно. Поэтому правомерно говорить о возможностях создания своеобразных банков образовательных средств, представляющих каждую образовательную область.
Уровень пакетно выраженного представления образовательной программы. Если образовательные средства реализации федеральных и (или) региональных образовательных программ определены совершенно четко, то есть смысл говорить об их пакетировании, которое можно осуществлять в регионах и даже в образовательных учреждениях.
Для уровня пакетно выраженного представления образовательных программ характерны:
· ясно выраженная специфика региона, положенная в основание региональной части содержания образования;
· общерегиональные проявления образовательной политики с ее стратегией;
· содержательно выраженные особенности региона и общерегиональной политики в сфере образования;
· банки образовательных средств выражения общерегионального содержания образования;
· однозначная интерпретация общефедеральных и общерегиональных образовательных предметов в соответствии с уточненными в регионах учебными планами;
· разграничения функций региональных органов управления образованием и образовательных учреждений в определении регионального компонента содержания образования;
· рекомендации иерархически соподчиненным субъектам управления относительно способов реализации их прав в отборе содержания образования в рамках сохранения единого образовательного пространства.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.