Индивидуальные учебно-самообразовательные программы можно рассматривать как одну из форм разрешения, вообще говоря, неизбежных противоречий между социальными и личными ценностями и приоритетами. Действительно, рассмотренные выше уровни представления образовательных программ (концептуально-целевой, интегративно-содержательный, предметно-дифференцированный и пакетно выраженный) являются лишь одним из способов сбалансированного отражения социальных ценностей и приоритетов. На индивидуально-синтезируемом уровне необходимо преодолевать противоречия между сбалансированным продуктом, каковым является социальный заказ, отраженный в общерегиональной образовательной программе, и особенностями, потребностями и жизненными целями, присущими каждой развивающейся личности.
В основе государственных образовательных стандартов лежит забота о людях. В этом плане индивидуально-синтезируемый уровень представления образовательных программ является главным. Разработка образовательных программ на данном уровне есть сфера деятельности педагога. Будучи образовательной новацией, она обозначает включение работников образования в инновационную деятельность.
Вариативный компонент содержания образования строится с учетом особенностей каждого учащегося. В науке принято при выявлении индивидуальных различий между учащимися ориентироваться на их успехи, состояние здоровья и отношение к продолжению образования (15 и др.). Конструирование вариативного компонента есть непрерывный процесс, поскольку состав учащихся постоянно обновляется. Каждый учащийся как индивидуум требует создания вариативного компонента содержания образования непосредственно для удовлетворения его образовательных способностей и потребностей. Таким образом, работник образования постоянно участвует в инновационной деятельности.
Предыдущее положение иллюстрирует тезис о том, что образовательный стандарт не является догмой; он непрерывно создается в ряде своих аспектов. При его разработке педагоги выступают в качестве субъектов, и, следовательно, инновация становится атрибутом педагогической деятельности. Таким образом, в современном образовательном учреждении один из признаков профессионально-педагогической квалификации – это способность его работников действовать в изменяющихся условиях, быть готовыми к осуществлению инноваций (3).
Завершая общую характеристику образовательного стандарта, отметим, что нами представлен его состав; возможности структурирования; функции (морфологический, структурный, функциональный аспекты системного анализа). Образовательный стандарт рассмотрен не как стабильный объект, не поддающийся коррективам, а как многоуровневая мобильная система, развитие которой осуществляется в инновационной деятельности работников образования (генетический аспект).
Библиографический список:
1. Базисный учебный план средней общеобразовательной школы. – М.: Ин-т общеобразовательной школы РАО, 1993.
2. Временный государственный образовательный стандарт: Общее среднее образование // Педагогическая технология. – 1993. – №3, 4.
3. Котлярова И.О. Инновации в образовательных учреждениях. –Челябинск: Образование, 1998.
4. Котлярова И.О., Сериков Г.Н. Системное представление об исследовании. – Челябинск: ЧГТУ, 1996.
5. Об образовании. Закон Российской Федерации. – М., 1992.
6. Образовательные стандарты Петербургской школы: Проект/ Редакция 1993. – СПб., 1993.
7. Положение о регионализации содержания образования на основе базисного учебного плана Свердловской области. – Екатеринбург, 1994.
8. Региональные учебные планы и программы к федеральному стандарту образования. – Челябинск: ЧИПКРО, 1993.
9. Региональный базисный учебный план Москвы на 1993/94 учебный год. – М.: Педагогический вестник. – 1993. – Вып. 2.
10.Репин С.А. Управление областной образовательной системой. – Челябинск: Факел, 1997.
11.Сериков Г.Н. Образование: аспекты системного отражения. – Курган: Зауралье, 1997.
12.Сериков Г.Н. Управление образованием: Системная интерпретация. – Челябинск: Факел, 1998.
13.Сериков С.Г. Направленность педагогического образования на укрепление здоровья учащихся //Актуальные проблемы управления образованием в регионе: профессионально-педагогическое образование. – Вып. 1(5) / Под ред. С.А. Репина, Г.Н. Серикова. – Челябинск: Образование, 1998
14.Репин С.А., Сериков Г.Н. Опыт реализации региональной программы управления образованием / Педагогика. – 1995. – № 6.
15.Репин С.А., Сериков Г.Н., Королева Г.В. О концепции областной образовательной программы // Актуальные проблемы управления образованием в регионе. Вып. 4 / Под ред. С.А. Репина, Г.Н. Серикова. – Челябинск: Образование, 1997.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Сериков Геннадий Николаевич,
доктор педагогических наук, профессор,
действительный член Академии педагогических
и социальных наук
Место работы, должность:
гл. научный консультант ГлавУО, профессор
Домашний адрес: 454114, Челябинск,
ул. Калинина, д. 1, кв. 309,
дом. телефон 35 - 01 -11
Котлярова Ирина Олеговна,
кандидат педагогических наук, доцент
Место работы, должность:
ЮУрГУ, кафедра алгебры и геометрии, доцент
Домашний адрес: 454000,
ул. Советская, д. 36, кв. 71,
дом. телефон 33 - 61 - 12
Сериков Сергей Геннадиевич
кандидат педагогических наук,
ЮУрГУ, кафедра безопасности жизнедеятельности, доцент
Домашний адрес:
г. Челябинск 454021
ул. Салавата Юлаева, д. 25, кв. 21,
т. 14 - 39 - 09
АННОТАЦИЯ
к статье Г.Н. Серикова, И.О. Котляровой, С.Г. Серикова
СИСТЕМНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ
В статье государственный образовательный стандарт охарактеризован как система. В морфологическом плане дана поэлементная характеристика его составляющих. В этой связи введены понятия образованности, содержания образования и образовательной программы. Описаны взаимосвязи между элементами на пяти уровнях представления образовательных программ (структурный аспект). Выявлены особенности функций образовательного стандарта на каждом уровне. Развитие образовательного стандарта представлено как результат инновационной деятельности работников образования (генетический аспект).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.