Системное представление о государственных образовательных стандартах, страница 3

В-третьих, в образовательных программах имеет смысл оговаривать  "кодекс"  взаимоотношений  между  участниками образования, т. е. соблюдение правовых  и  нравственных  норм,   направленность и основания  для  установления тех или иных    соотношений    в    распределении функций. Кодекс взаимоотношений между участниками образования устанавливается  в соответствии с содержательно-целевым раскрытием смысла спроектированных требований к образованности человека. Имеется  в  виду, что установленные взаимоотношения в образовании являются средой развития образованности учащихся. Поэтому направленность на  развитие  образованных  граждан,  способных  самостоятельно  принимать  решения  в  своей жизнедеятельности,  обусловливает  целесообразность  постепенного  расширения  управленческих  функций  учащихся  в    процессе получения образования. Стремление к воспитанию культуры учащихся может быть отражено в специальных правилах взаимоотношений как между учащимися, так и между учащимися и педагогами.

Учитывая приведенные соображения относительно толкования образовательной программы, можно в каком-то  смысле  назвать ее проектом предстоящей реализации образования. Однако наполнение  такого  проекта  осуществляется  с  разной  мерой  общности: образовательную  программу  не  следует  рассматривать  как  набор  однозначно  интерпретированных  схем   реализации образования граждан. В ней оказывается спроектированной лишь общая  канва как   ориентировочная  основа действий, при пользовании которой субъекты образования могут всякий раз по-своему интерпретировать ее в зависимости  от  специфики конкретных условий и обстоятельств осуществления  своей деятельности. С учетом меры  общности выражения целесообразно, на наш взгляд, различать пять уровней представления образовательных программ.

Концептуально-целевой уровень. В соответствии с выраженной в  Законе РФ  "Об  образовании"  направленностью  на  государственно-общественный  подход  к образованию граждан, на этом уровне имеет  смысл  определить  прежде всего приоритет между федеральной, национально-региональной и приватной  составляющими  целевого  заказа,  лежащего  в основе всякой образовательной программы. Государство,  оставляя  за  собой  право  определять  стратегию  развития  образования (федеральная программа развития образования),  тем  самым  устанавливает  свою  приоритетность  в  определении  образовательной программы как системы. Каждому региону предоставлено право вычленять свой компонент  в  образовательном  стандарте; он должен  быть  не  изолирован от  федерального  компонента,  а  логически  дополнять   и    продолжать    его    с    учетом национально - региональных особенностей. Только  с  учетом требований этих двух компонентов можно уточнять и углублять целевые установки в приватном порядке.

Опираясь на таким образом интерпретированную правовую  основу,  имеет  смысл  отражать  в  иерархической  зависимости концептуальные положения, закладываемые в реализацию образования граждан. Формулировка таких положений должна соответствовать целевым установкам на реализацию образования граждан на каждом из уровней образованности, разрабатываемые требования к образованности на каждом уровне переформулируются в целевые установки. В них отражаются конкретные значения показателей образованности учащихся,  достижение  которых  регламентируется заказом государства, региона и потребностями индивида. Причем целевые установки государственного уровня  приоритетны; им подчинены целевые установки регионов, а затем – приватные целевые установки.

Итак, в образовательной  программе  на  концептуально-целевом  уровне  ее  представления выделяются концептуальный и целевой элементы, каждый из них, в свою очередь, состоит  из  трех  иерархически  соподчиненных  компонентов.  Главный компонент концептуального элемента основан на Законе РФ "Об образовании" и Федеральной  программе  развития образования в Российской Федерации. В нем закладываются минимальные требования к образовательной программе, в которых определяются

·  подходы к выявлению противоречий и проблем, предполагаемых разрешить в соответствующей программе;

·  основные принципы, а также научные подходы, определяющие реализацию соответствующей программы;

·  функции субъектов реализации образовательной программы;

·  общие подходы к обеспечению (материально-техническому, учебно-методическому, финансовому и  др.)  реализации  соответствующей образовательной программы;

·  стратегические подходы к управлению реализацией образовательной программы.

В национально-региональном компоненте могут конкретизироваться концептуальные установки, сформулированные  в  главном компоненте, а также добавляться  новые, не  противоречащие  тем,  которые имеются в  главном  компоненте. Добавляемые вновь положения следует также увязывать с имеющимися в главном компоненте. Уточнения  же  носят  характер раскрытия порядка использования концептуальных положений в условиях специфики соответствующего региона. В приватном  компоненте допускаются любые уточнения, новые положения,  особенно  тактического  плана,  благодаря  которым  можно,  во-первых,  улучшать показатели образованности учащихся, во-вторых, – не увеличивать (а, возможно, и  уменьшать)  общие  объемы  учебной  нагрузки. Важно, чтобы положения  этого  компонента  способствовали  достижению прежде всего федеральных  целевых  установок,  далее национально-региональных, а затем уже и приватных.