В-третьих, в образовательных программах имеет смысл оговаривать "кодекс" взаимоотношений между участниками образования, т. е. соблюдение правовых и нравственных норм, направленность и основания для установления тех или иных соотношений в распределении функций. Кодекс взаимоотношений между участниками образования устанавливается в соответствии с содержательно-целевым раскрытием смысла спроектированных требований к образованности человека. Имеется в виду, что установленные взаимоотношения в образовании являются средой развития образованности учащихся. Поэтому направленность на развитие образованных граждан, способных самостоятельно принимать решения в своей жизнедеятельности, обусловливает целесообразность постепенного расширения управленческих функций учащихся в процессе получения образования. Стремление к воспитанию культуры учащихся может быть отражено в специальных правилах взаимоотношений как между учащимися, так и между учащимися и педагогами.
Учитывая приведенные соображения относительно толкования образовательной программы, можно в каком-то смысле назвать ее проектом предстоящей реализации образования. Однако наполнение такого проекта осуществляется с разной мерой общности: образовательную программу не следует рассматривать как набор однозначно интерпретированных схем реализации образования граждан. В ней оказывается спроектированной лишь общая канва как ориентировочная основа действий, при пользовании которой субъекты образования могут всякий раз по-своему интерпретировать ее в зависимости от специфики конкретных условий и обстоятельств осуществления своей деятельности. С учетом меры общности выражения целесообразно, на наш взгляд, различать пять уровней представления образовательных программ.
Концептуально-целевой уровень. В соответствии с выраженной в Законе РФ "Об образовании" направленностью на государственно-общественный подход к образованию граждан, на этом уровне имеет смысл определить прежде всего приоритет между федеральной, национально-региональной и приватной составляющими целевого заказа, лежащего в основе всякой образовательной программы. Государство, оставляя за собой право определять стратегию развития образования (федеральная программа развития образования), тем самым устанавливает свою приоритетность в определении образовательной программы как системы. Каждому региону предоставлено право вычленять свой компонент в образовательном стандарте; он должен быть не изолирован от федерального компонента, а логически дополнять и продолжать его с учетом национально - региональных особенностей. Только с учетом требований этих двух компонентов можно уточнять и углублять целевые установки в приватном порядке.
Опираясь на таким образом интерпретированную правовую основу, имеет смысл отражать в иерархической зависимости концептуальные положения, закладываемые в реализацию образования граждан. Формулировка таких положений должна соответствовать целевым установкам на реализацию образования граждан на каждом из уровней образованности, разрабатываемые требования к образованности на каждом уровне переформулируются в целевые установки. В них отражаются конкретные значения показателей образованности учащихся, достижение которых регламентируется заказом государства, региона и потребностями индивида. Причем целевые установки государственного уровня приоритетны; им подчинены целевые установки регионов, а затем – приватные целевые установки.
Итак, в образовательной программе на концептуально-целевом уровне ее представления выделяются концептуальный и целевой элементы, каждый из них, в свою очередь, состоит из трех иерархически соподчиненных компонентов. Главный компонент концептуального элемента основан на Законе РФ "Об образовании" и Федеральной программе развития образования в Российской Федерации. В нем закладываются минимальные требования к образовательной программе, в которых определяются
· подходы к выявлению противоречий и проблем, предполагаемых разрешить в соответствующей программе;
· основные принципы, а также научные подходы, определяющие реализацию соответствующей программы;
· функции субъектов реализации образовательной программы;
· общие подходы к обеспечению (материально-техническому, учебно-методическому, финансовому и др.) реализации соответствующей образовательной программы;
· стратегические подходы к управлению реализацией образовательной программы.
В национально-региональном компоненте могут конкретизироваться концептуальные установки, сформулированные в главном компоненте, а также добавляться новые, не противоречащие тем, которые имеются в главном компоненте. Добавляемые вновь положения следует также увязывать с имеющимися в главном компоненте. Уточнения же носят характер раскрытия порядка использования концептуальных положений в условиях специфики соответствующего региона. В приватном компоненте допускаются любые уточнения, новые положения, особенно тактического плана, благодаря которым можно, во-первых, улучшать показатели образованности учащихся, во-вторых, – не увеличивать (а, возможно, и уменьшать) общие объемы учебной нагрузки. Важно, чтобы положения этого компонента способствовали достижению прежде всего федеральных целевых установок, далее национально-региональных, а затем уже и приватных.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.