Опираясь на Закон РФ «Об образовании», целесообразно для каждого уровня образованности определить три различающиеся по функциям системы учебных заданий. Одна из них разрабатывается с целью обеспечения гарантируемого государством уровня образованности граждан. Другая система призвана обеспечивать региональные потребности в образованности, а третья – индивидуальные. Возможно, в целях сбережения здоровья учащихся было бы целесообразно устанавливать предельные значения сроков присвоения того или иного уровня образованности. На наш взгляд, имеет смысл также устанавливать предельно допустимые значения относительных частот перегрузок учащихся, рассчитываемых, например, раз в год. По этому показателю можно было бы определять оптимальное количество учебных заданий, нормативно определяющих учебную нагрузку в расчете на год для каждой из групп учащихся, находящихся в одной и той же «зоне развития образованности».
Задача сбережения здоровья учащихся не может быть решена исключительно путем расчета максимального объема учебной нагрузки. Забота о здоровье субъектов образования реализуется в разных направлениях. Во-первых, сами нормативные ограничения нагрузки призваны сохранять здоровье учащихся, не допускать вредных для организма перегрузок. Во-вторых, в содержание образования входят физическая культура, курс безопасности жизнедеятельности, валеологические курсы и пр., повышающие грамотность учащихся в плане возможностей улучшения здоровья и фактически способствующие его укреплению.
Добавим также, что учебная нагрузка зависит не только от отобранных учебных задач и систематизированных учебных заданий. Она в значительной мере определяется многими факторами педагогического содействия выполнению учебных заданий. Поэтому забота о здоровье учащихся предполагает поиск рациональных соотношений форм и методов осуществления образовательных процессов, распределений учебных заданий на единицу времени, чередования умственной и физической деятельности и пр. Практически реализация функции сбережения здоровья в процессе учебной деятельности связана с решением задачи минимакса: с одной стороны, педагогические работники обязаны направлять образование так, чтобы содействовать присвоению учащимися образованности в максимально возможной ее мере, с другой – они призваны прилагать все усилия, чтобы минимизировать саму возможность возникновения учебных перегрузок.
Отмеченные теоретические положения позволяют достаточно определенно выделить в образовательной практике три группы нормативных показателей учебной нагрузки.
Первая группа – показатели, качественно и количественно характеризующие систему учебных заданий (критерий достаточности и критерий безопасности жизнедеятельности).
Вторая группа – такие показатели учебной нагрузки, которые характеризуют педагогические условия.
Третья группа – показатели, характеризующие результаты учебной деятельности.
Опираясь на разработанные требования к образованности и на санитарно-гигиенические требования, ограничивающие учебную нагрузку, разрабатываются образовательные программы.
В соответствии с требованиями к образованности и санитарно-гигиеническими нормами, ограничивающими учебную нагрузку, разрабатываются образовательные программы. Под образовательной программой понимается специальная форма выражения содержательных, процессуально-действенных и организационно-управленческих аспектов педагогических средств, с помощью которых учащиеся в процессе взаимодействия друг с другом и с педагогическими работниками могут достигать определенного уровня образованности с допустимой (не угрожающей безопасности жизнедеятельности) учебной нагрузкой, а также иметь перспективы для дальнейшего развития собственной образованности (11).
Следовательно, во-первых, всякая образовательная программа предстает как проект предмета учебной и профессионально-педагогической деятельности, направленной на реализацию перевода спроектированных требований к образованности в эндосферу учащихся. При этом предмет взаимодействия учащихся и педагогов необходимо представлять (выражать) в таком виде, чтобы в нормативно определенные сроки уровень образованности учащихся оказался не ниже спроектированных требований и был достаточным для продолжения образования. Другими словами, предмет учебной и профессионально-педагогической деятельности следует организовывать с учетом преемственности предыдущего его представления с последующими. При этом не должно происходить переутомления, угрожающего здоровью учащихся.
Во-вторых, в образовательной программе целесообразно проектировать основные подходы (правила) к процедурам, выполняемым партнерами в процессе деятельности, поскольку успех в присвоении человеком соответствующего уровня образованности зависит не только от свойств, заложенных в предмете (от характеристик учебных задач и заданий), но и от процедур взаимодействия участников образования. От того, какие процедуры усвоения предмета образования, в каких объемах (последовательностях, сочетаниях) осуществит каждый учащийся, зависит соответствующая результативность. Надо помнить, что образованность характеризуется, в частности, умелостью, которая, в свою очередь, зарождается и развивается в деятельности по реализации специальных процедур, относящихся к предмету образования.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.