2.3 Оценка деятельности службы управления персоналом гостиницы
В управлении любой службой важно понимать, как можно оценить качество и эффективность работы службы, так как если нельзя их измерить, то нельзя и управлять. Для эффективного управления персоналом нужно уметь объективно оценивать результат.
Можно выделить несколько групп показателей кадровой работы в гостинице:
- показатели затрат на персонал в целом (финансовые показатели);
- показатели результативности работы с персоналом;
- показатели по отдельным направлениям деятельности службы персонала.
Примеры показателей представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Показатели работы с персоналом в гостинице
Группы показателей |
Наименования показателей |
Показатели деятельности гостиницы в целом |
Рейтинг привлекательности гостиницы как работодателя на рынке труда |
Показатели затрат на персонал в целом по гостинице (финансовые показатели) |
•доля затрат на персонал в объеме реализации услуг (в себестоимости); •доля фонда оплаты труда в объеме реализации услуг (в себестоимости); •отношение фонда оплаты труда к затратам на персонал. |
Показатели структуры персонала |
•средний возраст сотрудников; •образовательный уровень; •средний стаж работы в отрасли; •средний стаж работы в данной гостинице. |
Показатели результативности работы персонала гостиницы |
• производительность труда 1-го сотрудника (объем реализации на 1-го сотрудника); • прибыль на 1-го сотрудника. |
Показатели деятельности службы персонала, в т.ч. по отдельным направлениям деятельности службы персонала: |
Выполнение бюджета службы персонала |
- подбор персонала |
•доля вакансий, закрытых внешними кандидатами; •доля вакансий, закрытых за счет внутренних переводов; •среднее время закрытия вакансии; •средняя стоимость закрытия вакансии •выполнение плана по найму; •доля кандидатов, рекомендованных сотрудниками гостиницы, в общем количестве новых сотрудников. |
- адаптация персонала |
•доля сотрудников, прошедших испытательный срок; •доля сотрудников, не прошедших испытательный срок; •доля новых сотрудников, уволившихся (уволенных) в течение первого года работы в гостинице; •доля сотрудников, прошедших вторичную адаптацию, уволившихся (уволенных) в течение первого года работы в новой должности. |
- развитие и обучение персонала |
•доля сотрудников, прошедших обучение; •доля затрат на обучение в общем объеме затрат на персонал; •доля затрат на обучение в общем объеме реализации услуг (себестоимости); • количество часов обучения в расчет на 1-го сотрудника; •затраты на обучение 1-го сотрудника; •средняя стоимость 1-го часа обучения сотрудников. |
- кадровый резерв и продвижение персонала |
•доля сотрудников, сделавших вертикальную карьеру в гостинице; •доля сотрудников имевших перемещение (ротацию) в рамках гостиницы; •доля сотрудников, зачисленных в кадровый резерв. |
- оплата труда и стимулирование |
•среднегодовая заработная плата 1-го сотрудника; •среднегодовой доход 1-го сотрудника; •доля затрат на социальный (компенсационный) пакет в общем объеме затрат на персонал; •доля затрат на социальный (компенсационный) пакет в общем объеме реализации услуг (себестоимости); •соотношение среднегодовой заработной платы (дохода) 1-го сотрудника уровню в среднем по отрасли (региону, городу); •доля сотрудников, удовлетворенных системой оплаты (стимулирования) труда. |
-удержание персонала |
•коэффициент текучести кадров в целом по гостинице (службам); •коэффициент текучести среди ключевых сотрудников; •коэффициент постоянства состава (стабильности кадров); • коэффициент оборота по приему (выбытию) кадров. |
- оценка и аттестация персонала |
•доля сотрудников, в отношении которых реализуются оценочные мероприятия • процент сотрудников успешно прошедших аттестацию (с результатами не ниже: «соответствует занимаемой должности», «рекомендован в кадровый резерв на должность...», «рекомендован к назначению на должность...») |
- развитие корпоративной культуры и лояльности персонала |
•доля затрат на формирование и развитие корпоративной культуры в общем объеме реализации услуг (себестоимости); •доля затрат на формирование и развитие корпоративной культуры в общем объеме затрат на персонал; •уровень лояльности персонала. |
Для построения системы оценки эффективности и качества работы служб гостиницы можно использовать различные методики. Рассмотрим алгоритм действий по формированию системы оценки качества и эффективности работы службы персонала гостиничного предприятия.
Этап 1. Определение цели.
Прежде всего, следует четко понимать цель оценки. Именно она определяет, какой будет методика и показатели оценки качества и эффективности работы службы. Если такой цели нет, то вся деятельность по оценке теряет смысл, получается оценка ради оценки.
Основные цели оценки работы службы персонала гостиницы:
1. Оценить, как служба персонала, ее сотрудники выполняют свои функциональные обязанности в целом, в соответствии с «Положением о службе персонала».
2. Оценить деятельность сотрудников службы персонала по каждой должности в соответствии с «Должностной инструкцией» (уровень квалификации, ключевые компетенции, профессиональные и личностные характеристики).
3. Оценить выполнение сотрудниками службы персонала законодательных актов (Трудового кодекса, других постановлений и инструкций), а также нормативных документов предприятия - корпоративных стандартов, регламентов работы, правил внутреннего трудового распорядка и т.д.
4. Оценить удовлетворенность внутренних клиентов деятельностью службы персонала. Оценка удовлетворенности внутреннего клиента редко проводится и, конечно, отличается от оценки качества удовлетворенности внешних клиентов работой, например, отдела маркетинга и продаж. Оценка удовлетворенности внутренних клиентов (руководителей служб и отделов гостиницы) зависит от времени или степени и качества решения службой персонала текущих проблем с подбором персонала (закрытием вакансий) и обучением персонала гостиницы.
Этап 2. Выбор методики.
В зависимости от целей могут использоваться различные методики.
Таблица 2 – Взаимосвязь целей и методов оценки работы службы персонала гостиницы и ее отдельных сотрудников
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.