Пример использования данного подхода представлен в таблице 3.
2. Целевой подход (определение показателей в зависимости от целей организации) - применяется при переходе к системе стратегического управления предприятием или изменения стратегии развития (обеспечивается связь между показателями работы службы персонала, других отделов и всей гостиницы).
Таблица 3. Пример системы показателей, характеризующих деятельность службы персонала (функциональный подход)
Должностные обязанности начальника службы персонала (выдержка из Должностной инструкции) |
Виды деятельности |
Название и вид показателей оценки качества работы службы персонала |
|
Абсолютные показатели |
Относительные показатели, % |
||
Составляет план работы службы персонала |
Представление плана работы службы персонала на следующий месяц по утвержденной форме не позднее 15 числа месяца, текущего месяца |
Процент планов, сданных в установленный срок по утвержденной форме (%) |
|
Разрабатывает бюджет обучения иобеспечивает его соблюдение |
Составление бюджета обучения. Обеспечение выполнения бюджета обучения. Составление отчета о выполнении бюджета |
Бюджет обучения, тыс. руб. |
Процент выполнения бюджета (%): - в целом по службе персонала - по бюджетным статьям (корпоративное обучение, открытые тренинги и т.п.) |
Поскольку точно определить вклад службы персонала в общие результаты деятельности гостиницы сложно, то этот подход в большей степени может использоваться при разработке системы стимулирования.
При целевом подходе обычно определяются группы показателей в соответствии с корпоративными целями гостиницы или целями деятельности конкретной службы (см. таблицу 4).
Таблица 4. Пример системы показателей, характеризующих деятельность службы персонал (целевой подход в рамках деятельности службы персонала)
Целевые ориентиры |
Показатель |
Единица измерения |
Плановое значение |
1. Формирование и использование кадрового резерва |
1.1. Бюджет на кадровый резерв |
тыс. грн. |
80 |
1.2. Доля вакансий, закрытых за счет кадрового резерва |
% |
10 |
Возможно и комплексное применение функционального и целевого подхода, так как эти подходы используются комплексно (пример в таблице 5).
Таблица 5. Использование функционального и целевого подхода при формировании системы показателей оценки работы службы персонала
Показатели деятельности службы, выраженные в абсолютных единицах измерения (тыс. грн., ед., чел. и т.п.) |
Показатели эффективности деятельности службы (находятся, как относительные показатели, выражаются, как правило, в %) |
Показатели эффективности деятельности гостиницы в целом |
Бюджет службы персонала (тыс. грн.) Количество проведенных тренингов (ед.) Бюджет на обучение (тыс. грн.) |
Процент закрытых вакансий, % Доля вакансий, закрытых за счет внутренних переводов, % Эффективность обучения, % |
Объем продаж, (тыс. грн.) Коэффициент загрузки, % Имидж предприятия как работодателя |
Функциональный (процессный) подход |
Целевой подход |
В целом можно выделить следующие правила определения системы показателей для оценки деятельности службы персонала (отдельных сотрудников):
- оптимальное количество показателей 5-10. Максимальное количество – не более 25;
- показатели легко рассчитываются на основании данных отчетности гостиницы, отсутствует субъективность в определении показателей;
- плановые задания реально достижимы (вероятность достижения не менее 70 – 80%);
- показатели установлены в соответствии с зоной ответственности службы персонала (сотрудника);
- значения показателей определены в соответствии со спецификой деятельности предприятия;
- система показателей и их значения пересматриваются с периодичностью примерно 1 раз в год.
В украинской практике часто используется такой прием – для руководителя службы персонала устанавливается не более 7 показателей для оценки результатов работы службы в целом, а для сотрудников службы – от 3 до 5 показателей. Но каждое правило имеет свои исключения, что определяется спецификой управления конкретной гостиницей.
Поскольку в идеале оценка качества работы службы персонала должна быть привязана к системе стимулирования, то важно правильно определить само значение показателей оценки. Это не должно быть волюнтаристкое решение руководителя («установим такое-то значение показателя»), а реальный расчет в зависимости от объективно выбранной базы, сложившейся практики на предприятии, значений показателя в предыдущие периоды и т.п. Т.е. значение показателей оценки должно иметь объективную основу и не столько с ориентацией на собственный опыт, сколько на значения по рынку (если возможно получить такую информацию).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.