Исходным толчком к исследованию проблемы свободы стало желание понять причины извечных российских парадоксов, и в этом смысле данная работа "случайна". В конце 80-х годов на фоне событий в СССР и вокруг него, на фоне охватившей практически всех эйфории освободительного порыва представлялось, что свобода сама по себе вынесет нас к новым берегам, к новой жизни. Но это оказались не те берега, не та жизнь.
Второй толчок к исследованию проблемы свободы был скорее эмоционально-этического толка. Больно видеть, как оказались разрушены жизненные условия десятков миллионов людей: огромная масса нищих и полуголодных, 4 млн. беспризорных детей, лишенная достоинства и заботы старость. На ум приходило слово "ренегатство", вроде бы объяснявшее, что отречение от собственной - сложной и трагической - истории, от собственных - в прямом смысле - отцов и дедов ничего, кроме лжи, распада и деградации, принести не может. Но и ренегатство требовало объяснения.
Но если со стороны побудительных мотивов все просто, то было совсем не ясно, с чего начать и на что опереться в чисто исследовательском плане. Ведь хорошо известно, что сама жизнь парадоксальна. Следовательно, чтобы понять российские парадоксы, надо прежде понять, откуда вообще проистекают парадоксы жизни. Однако при такой постановке вопроса поле исследования становится необъятным, возникает собственно исследовательский парадокс: как совместить несовместимое, т.е. ограниченные возможности исследователя и безграничность жизни.
История науки дает "подсказку" для разрешения такого рода парадоксов. Это - необходимость отыскания универсального принципа (наподобие принципа всемирного тяготения), который пронизывал бы всю сферу жизни, начиная с момента ее становления, и который позволял бы выявить качественные переходы, скачки в развертывании жизненного процесса. Столь универсальный принцип должен лежать на поверхности, поскольку - по определению, пока исходно-интуитивному - он должен выступать и регулятором жизненного процесса, т.е. всегда присутствовать в явлениях жизни, в фактах индивидуального и общественного бытия и сознания.
Таковы исходные данные задачи. В рамках данной статьи мы попробуем дать определение принципа свободы, проанализировать его действие и его следствия с точки зрения разработки общей теории регуляции.
1. Универсальный принцип, "творящий" жизненный и исторический процесс
1.1. Отрицательное определение свободы
В чисто научном плане толчком к постановке вопроса о необходимости исследования парадоксов, а затем и темы свободы послужили работы И. Пригожина и И. Стенгерс, в частности их книга "Время, хаос, квант. К решению парадокса времени". Последняя позволяет, на наш взгляд, по-новому взглянуть на проблему перехода от неживой природы к живой и переформулировать категорию и принцип свободы в приложении к жизни и обществу.
В работах Пригожина и Стенгерс на фундаментальном уровне поставлены вопросы бытия и становления, хаоса и самоорганизации, свободы и необратимости, предпринята попытка решить фундаментальные физические парадоксы: парадокс времени, квантовый и космологический парадоксы. Важнейший исходный пункт в разрешении физических парадоксов - фундаментальная теорема Пуанкаре и сделанные из нее выводы.
Этот пункт заслуживает особого внимания. В теореме, сформулированной в 1889 г., Пуанкаре доказал, что в общем случае динамические системы не интегрируемы и исключить взаимодействия невозможно. "Стоит, - пишут Пригожий и Стенгерс, -поразмыслить над фундаментальным результатом Пуанкаре. Предположим, что Пуанкаре удалось бы доказать интегрируемость всех динамических систем. Это означало бы, что все динамические движения но существу изоморфны движению свободных (не взаимодействующих) частиц! Для когерентности и самоорганизации просто не было бы места. В интегрируемом мире не нашлось бы места и для жизни. Но Пуанкаре не только доказал неинтегрируемость, но и указал причину неинтегрируемости, а именно: существование резонансов между степенями свободы (подчеркнуто мной) ...резонансы сильно связывают степени свободы... резонансы "отвечают" за невозможность исключить взаимодействия". И далее: "Интегрируемые системы не могут приближаться к равновесию, поскольку для таких систем все переменные действия... являются инвариантами движения...".
Итак, последуем их совету. Вывод крайне важный, его, действительно, надо осмыслить. Если оставить в стороне терминологические тонкости (поскольку термины используются здесь в физико-математическом смысле), то речь идет вроде бы об истинах, известных с древности: свободы в природе (неживой) не существует, всЯ есть всЯ или, что то же самое, все есть взаимодействия, и обратно - взаимодействия есть все. И еще один вывод: если бы в неживой природе была свобода, т.е. не было бы всеохватывающих и всепроникающих взаимодействий, то не было бы ни жизни, ни самоорганизации. Но в отличие от постулируемых прежде истин здесь они получают строгое доказательство, становясь тем самым фундаментальным научным фактом.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.