виды памяти, исследователи приходят к различным результатам, думая при этом, что они изучают одно и тоже. Моторная память, образная память или память-воображение, логическая память или память-рассказ – три основные вида память, которые прослеживаются в истории психологии. Аристотель изучал образную память,
Дж. Уотсон – память-привычку, а П.Жане – память-рассказ. В начале 20 века был выделен ещё один вид памяти – эмоциональная память по Т.Рибо.
По мнению П,П,Блонского, основные виды памяти представляет собой генетически различные уровни. Как показал анализ исследования 4 основных видов памяти, которые появляются в онтогенезе далеко не одновременно. Память-рассказ, по данным Жане, имеется у ребенка начиная с 3-4 лет и развитие этой памяти продолжается еще в юношеском возрасте. Способность сохранения конкретного образа появляется у ребенка примерно с 6 месяцев. Если образы связаны преимущественно со зрительной памятью, то в этом возрасте могут брать начало эйдетические образы и они сохраняются до полового созревания и только потом убывают. Аффективная память или эмоциональная память уже возникает в возрасте 5-6 месяцев и даже раньше (в 3 месяца). Двигательная память уже существует на 1 месяце жизни. Подтверждением этого является тот факт, что уже у двухнедельного ребёнка формируется условный рефлекс на положение при кормлении. Двигательная память также не прогрессирует после полового созревания.
Таким образом, в онтогенетическом развитии раньше всего наступает моторная память, затем аффективная (эмоциональная) память, несколько позже образная и, гораздо позже логическая. Эта же закономерность обнаруживается и в филогенезе, так, например, моторная память имеется даже у дождевых червей. Эмоции связаны с деятельностью (опасно не опасно, полезно не полезно).
Различные виды или уровни памяти обладают своеобразными особенностями, отличающими их от других. Но в то же время между ними существует взаимосвязь и взаимопереходы.
Непроизвольная память в зарубежной психологии понимается как случайное запечатление объектов, которые входили в пределы внимания, когда оно было направлено на какие-либо другие объекты. Такое понимание определяло методические принципы большинства исследований, состоящих в том, чтобы изолировать определённые объекты от деятельности испытуемых, вызываемы инструкцией, оставляя эти объекты только в поле восприятия.
В отечественной психологии проблема непроизвольной памяти изучалась в рамках теории деятельности. П.И.Зинченко и его сотрудники исходили из того, что основная форма непроизвольного запоминания является продуктом целенаправленной деятельности. Другие формы этого запоминания – результаты иных форм активности субъекта.
Для изучения раскрытия связи непроизвольного запоминания с деятельностью необходима не изоляция определённого материала от деятельности (как считали западные психологи), а наоборот включение его в какую-либо деятельность.
П.И.Зинченко и сотрудники разработали специальную методику по изучению непроизвольной памяти. Методика состоит в том, чтобы один и тот же материал в одном случае был объектом, на который направлена деятельность, а в другом – чтобы материал не был непосредственно включён в деятельность, но находился в поле восприятия испытуемых.
Материал методики представляет собой 15 карточек с изображение предмета на каждой из них. 12 карточек можно разложить (классифицировать) на 4 группы: посуда, игрушки, фрукты, животные. Остальные не поддаются классификации (ботинки, ружьё, жук). Кроме изображения на каждой карточке в её правом верхнем углу написана чёрной тушью цифра. С описанным материалом было проведено 2 опыта.
Опыт 1.
Необходимо расположить карточки по группам, а лишние положить
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.