Следует сказать, что в марксизме, более всего его основоположниками, была предпринята попытка создать открытую, восприимчивую к нововведениям научную систему, естественно, на уровне своего времени - середины XIX века.
Маркс и Энгельс полагали, что они создали достаточно полную теорию общественного развития (исторический материализм) и противопоставили ее идеологии как искаженному и предвзятому (классовому) отражению действительности. Они полагали, что вскрыли действительные, глубинные причины исторического процесса и думали, что обществу в лице его большинства (пролетариата, эксплуатируемого трудового народа) достаточно осознать - с помощью "оружия критики" - свои истинные (т.е. "научно" обоснованные) интересы, чтобы совершить "скачок" - путем объединения сознательных пролетариев и с помощью "критики оружием" - в коммунизм, "царство свободы".
Выстраивая свою научную систему, они проделали колоссальную работу: решительно развели науку и религию, отвергли тезис о непознаваемости мира, "поставили с головы на ноги" диалектику Гегеля, выделили узловые моменты в истории человечества, переосмыслили большой массив естественнонаучных достижений своего времени.
В данном контексте важен второй пункт: отвергнув то, что в философии названо агностицизмом, они сняли на самом деле проблему границы между познанным и непознанным, поставленную Кантом. В самом общем виде, это - центральная проблема становления науки (как совокупности строго установленных и проверенных, как минимум, логически и эмпирически, т.е. сразу в нескольких системах координат, закономерностей, становящихся тем самым научными фактами, знанием достоверным), ее вычленения из совокупной сферы представлений, или мира отражений, из всего мира идей. В этом своем качестве доказанного, достоверного (но и постоянно "сомневающегося", подвергающего себя проверке) знания наука исходно и всегда противополагает себя идеологии (в узком смысле слова), противостоит ей.
Сняв данную проблему, основоположники марксизма перешли (неосознанно?) границу и дали толчок превращению марксизма в идеологию (здесь много переходных ступенек), не-науку в строгом смысле слова. Ленин завершил данный переход, объявив марксизм научной идеологией, т.е., во-первых, соединив несоединимое, во-вторых, поставив как бы под вопрос всю эволюцию человеческой мысли в том смысле, что "снял" эту границу. Из ленинской формулы, если исследовать ее со всей строгостью, вытекает несколько "неприятных" следствий: 1) марксизм перестает быть наукой; 2) данная идеология, становясь "научной", становится единственно верной (ибо именно достоверность есть главный признак науки); 3) в тенденции она вытесняет любые иные представления, идеи, порождает, говоря словами Э. Морена, "кошмар единообразного человечества", тем самым нарушает органический процесс воспроизводства в жизни общества.
В отличие от идеологии в узком смысле слова наука, по определению, противостоит и одновременно включает в себя необходимость как предмет в безграничном процессе познания, ни в какой момент времени она не может даже претендовать (оставаясь наукой) на то, что ею дана "полная" картина мира. Как видим, идеология и наука подчинены прямо противоположным логикам: первая исходит из необходимости и утверждает ее, вторая идет к необходимости, делая ее предметом своей "любознательности", ставит ее под вопрос, т.е. опровергает ее.
Поэтому с точки зрения идеологии (общества, личности как целого) наука закономерно выступает как "безответственная", "аморальная", а ее прорывы в сферу непознанного в истории нередко объявляются опасными, подлежащими запрету и даже аутодафе. Чтобы смягчить это реальное и в принципе неразрешимое противоречие, постепенно развивается этика науки, служащая как бы внутренним цензором. Одновременно протекают интенсивные процессы социализации и институционализации науки, что позволяет не только организовывать и "кормить" науку, но и контролировать ее. Корпорации ученых, помимо всего прочего, служат не столько средством развития науки, сколько средством контроля за ее развитием, которою по своей глубинной сути вообще неподконтрольно.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.