В целом же можно утверждать, что принцип свободной конкуренции имеет более универсальное значение как общий принцип регуляции развития человека и общества. Рассмотрим это конкретнее. Что, собственно, доказывает теория общего экономического равновесия, начиная с Л. Вальраса и кончая М. Алле? Очень простую вещь. Принимаются две исходные гипотезы: 1) наличие рынка (рынков) и свободно (независимо) действующих на нем операторов, продающих и покупающих различные блага; это - одна система координат; 2) наличие у каждого оператора собственной системы предпочтений, связываемой с понятием полезности благ; это - вторая система координат, вводящая в анализ собственно человеческий, субъективный фактор. Путем свободного взаимодействия операторов, обладающих собственными приоритетами, происходит совмещение двух систем координат, т.е. происходит движение в сторону установления равновесных цен и состояния равновесия в экономике. Разумеется, данная теория исходит из того, что в обществе в ходе истории уже сложились предпосылки, позволяющие принять исходные гипотезы (разделение труда, обмен благами - товарами, деньги, относительно мобильные факторы производства).
Для хода наших рассуждений важен следующий вывод (из этой теории); принцип свободного взаимодействия (в экономике - конкуренции) позволяет соизмерять разные системы координат, разные системы отношений. Тем самым он позволяет находить их оптимальные на данный момент времени соотношения (в экономике - равновесные цены) и обеспечивать определенную устойчивость и оптимальность (в экономике -равновесие и состояние максимальной эффективности) общества. Иными словами, принцип свободного взаимодействия отдельных, скажем, компонентов, подсистем общества и индивидов позволяет "нащупывать" оптимальное для его воспроизводства состояние, находить, как мы говорили, оптимальную меру компромисса свободы и необходимости (в определенном нами выше смысле).
2.4. Истина как регулятивный принцип и как ценность
Аналогичный процесс, как это показано К. Поппером, отстаивавшим теорию проб и ошибок, или теорию "погрешимости", характерен и для развития науки. "... Развитие науки, - пишет он, - зависит от свободной конкуренции идей и, следовательно, от свободы... Наука ценна своим освободительным влиянием как одна из величайших сил, делающих человека свободным". Одновременно он подчеркивает способность науки "освобождать наш разум от старых убеждений, старых предрассудков и старых фактов, с тем чтобы выдвинуть новые предположения и смелые гипотезы", равно как роль истины в качестве регулятивного принципа.
Отталкиваясь от идей И. Пригожина и И. Стенгерс в области фундаментальной физики, мы пришли (рассуждая "от обратного") к новому пониманию свободы как творца жизни, Человека и человеческого общества, к новому пониманию необходимости как фундаментального ограничения, налагаемого на все живое в виде крайне узкой полосы условий, совместимых с жизнью. Выше уже отмечалось, что с точки зрения воспроизводства (и регуляции) жизни точкой отсчета для общества и человека становится не свобода, а необходимость: в человеческом и общественном сознании (в системах представлений) причина и следствие меняются местами, отсчет идет от обратного: не от действительной первопричины (свободы), а от ее предела - необходимости.
Итак, мы снова возвращаемся к упоминавшейся ранее границе между познанным и непознанным и ее постоянным перемещениям, но уже в качестве одного из основных механизмов регуляции. Фактически данный сюжет также неисчерпаем, ибо эта граница существует как в "материализованном общественном сознании" (Бахтин), скажем, в виде множества "полюсов" и "силовых линий", пронизывающих все общество, так и в голове каждого человека. Тем самым понятие истины превращается в фундаментальный регулятивный принцип, и в обществе постоянно разворачивается борьба за определение и переопределение отмеченной границы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.