Таким образом, для разрешения исходно неразрешимого противоречия между идеологией, охраняющей, как мы сказали, целостность общества и личности, и свободной наукой, призванной выходить за пределы необходимости (познавая ее) и тем самым вносить в систему общества и личности элементы неустойчивости, дисбаланса, неравновесия, складывается сложная цепь (система), механизм взаимопереходов, что позволяет поддерживать процесс общественного развития, или процесс воспроизводства общества и человека во времени, снимая, гася противоречия и с одной стороны, и с другой.
К такому же выводу можно прийти и другим путем. Идеология, как охранитель целостности, выполняет консервативную функцию, наука - преобразовательную, революционную. Наука, как таковая, не имеет и не может иметь предела в своей преобразовательной функции (если исключить из рассмотрения, условно говоря, ее чисто физические возможности, задаваемые историческим процессом). Но у общества (и человека) такой предел есть. Это - его (их) бытие, существование во времени. Поэтому общество вынуждено ограничивать преобразовательный процесс, ставить ему предел.
Отсюда возникает проблема соизмерения глубины и масштабов преобразования и возможностей общества "переварить" преобразование, не разрушаясь. Вот это соизмерение и обеспечивается упомянутым выше механизмом или системой. При этом сама мера и механизмы соизмерения должны отличать разные - во времени и пространстве - общества и, следовательно, могут использоваться как в сравнительном анализе разных обществ, так и при исследовании парадоксальности развития. В целом же между идеологией и наукой действует сложный механизм взаимодействия, в ходе которого достижения науки становятся элементами идеологии, а идеологические задачи - задачами науки.
2.3. Принцип свободной конкуренции как универсальный принцип регуляции общественных процессов
Свободная конкуренция (как принцип и как факт) может служить примером одного из эффективных механизмов социальной регуляции. С физико-математической точки зрения "интегрируемые системы не могут приближаться к равновесию, поскольку для таких систем все переменные действия ...являются инвариантами движения...". Но в обществе прямо наоборот. Так, можно считать доказанным в отношении экономики тот факт, что действие принципа свободной конкуренции ведет к общему экономическому равновесию и в целом к оптимальному состоянию общества.
Первое доказательство этого факта с использованием математики было дано Л. Вальрасом, одним из основоположников современной экономической науки, более ста лет назад. Но он сделал больше: он показал, что при принятии решений люди не прибегают к громоздкому математическому обоснованию своих поступков, что они действуют, как он говорил, путем "нащупывания". А основная предпосылка движения к равновесию - свободный конкурентный механизм. Иной вопрос - есть ли такой механизм, в какой мере он совершенен или несовершенен, как изменяется в ходе исторического процесса. Вальрас прекрасно видел и экономическую, и моральную стороны вопроса, но он ставил перед собой задачу дать "чистое" теоретическое решение, что он с блеском и сделал. Фактически же введенный им в экономическую науку процесс (механизм) нащупывания имеет более универсальное значение как регулятивный процесс в жизни человека и общества.
Позже, в середине XX века, Морис Алле доказал, что состояние общего экономического равновесия есть состояние максимальной эффективности в экономике (и наоборот). Он показал, что конкурентный механизм - это поиск излишка множеством независимых операторов, что существует как бесконечное множество состояний максимальной эффективности, так и путей, ведущих к нему.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.