Метод ВХ базируется на использовании "типовых (желаемых)- вещественных частотных характеристик"Рж (ω) замкнутой эталонной модели САУ при подаче на её вход " 1(t). Вид (форма) и параметры Pж (ω) выбираются по специальным номограммам основных показателей качества замкнутой эталонной модели САУ (перерегулирование σ%, время переходного процесса tp , значения ошибок по скорости С1 и ускорению С2). С помощью номограмм и таблиц находят ПФ разомкнутой эталонной модели и Рж (ω). Далее регулятор синтезируется так же, как в методе ДС.
Различия методов состоят в следующем.Синтезируются системы с астатизмом в разомкнутом состоянии от нулевого до второго порядка (и даже третьего порядка [3*]) по методу ДС и только первого порядка по методу ВХ. По методу ДС предложено шесть основных типовых структур эталонной модели с полиномами нулевого или первого порядка и от второго до четвертого порядков. В дополнительных структурах порядок может быть существенно большим.
По методу ВХ предложено четыре основных типовых структур эталонной модели с полиномами первого или второго порядков и от третьего до пятого порядков. Возможность увеличения порядка в этом случае не обсуждается.
Эталонные модели обязательно имеют перерегулирование, поскольку любой из методик предусмотрено наличие экстремума модуля амплитудно-частотной характеристики замкнутой системы.
В инженерной практике управления ЭМС широко применяют принципы их построения как систем подчиненного регулирования (управления) (СПР, СПУ), предложенные в 50 -е годы XX в. немецким ученым Кесслером (Kessler C)[6*, 7*]4).
В СПУ модель объекта управления (ОУ) должна представляться в виде двух, трех последовательно соединенных структур, каждая из которых имеет свой регулятор Р1, Р2 и Р3. Если такое представление структуры САУ невозможно, то принцип "подчиненного управления" не применим. Управление каждого замкнутого внутреннего контура регулирования подчинено внешнему для него регулятору. Следовательно, самым быстродействующим должен быть внутренний контур с регулятором Р1 (контур управления током - моментом двигателя), затем Р2 - регулятор скорости и Р3 - регулятор положения. Обычно используют одну из типовых настроек регуляторов: на "модульный оптимум" (МО) (в оригинале "Betrags - Optimum"(нем.)), "симметричный оптимум" (СО) (Das symmetrische Optimum") и "улучшенный симметричный оптимум " (УСО).
Применив базовую "малую постоянную времени" , Кесслер смог рассчитать типовые (стандартные ) динамические характеристики СПУ в относительных единицах времени и предложить эти неизменные настройки проектировщикам и наладчикам ЭМС. Более 50 лет в инженерной практике используются эти настройки регуляторов без особых попыток их изменения, хотя имеются и иные рекомендации.
Недостатками СПУ при стандартных настройках, по нашему мнению, являются.
1. Настройка регуляторов на МО требует сведение модели объекта любой сложности к звену первого порядка с ПФ вида , что обеспечивает далеко не лучшее быстродействие такой СПУ. Это условие порождает также необходимость компенсации нулей и полюсов с большими постоянными времени. Такая компенсация в контуре управления током приводит к недопустимым динамическим перегрузкам двигателя. Поэтому на входе РТ включают "задатчик интенсивности", т.е. интегратор с ПФ вида . Но в этом случае динамика контура тока будет совсем иной, чем при настройке на МО. Свести такую структуру к в контуре регулирования скорости сложно.
2. Выбор настроек регуляторов на СО ни чем не оправдан, кроме простоты решения уравнения 3 порядка, соответствующего полиному знаменателя модели ЭМС с такой настройкой. Но сегодня такой довод примитивен. Таким образом, существующие типовые настройки регуляторов СПУ, сегодня, как рекомендуемые при синтезе ЭМС, не следует рассматривать.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.