Движения плоскости. Простейшие виды движений плоскости. Параллельный перенос (вектор). Скользящее отражение

Страницы работы

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам разработку программного обеспечения под ключ.

Опытные программисты сделают для вас мобильное приложение, нейронную сеть, систему искусственного интеллекта, SaaS-сервис, производственную систему, внедрят или разработают ERP/CRM, запустят стартап.

Сферы - промышленность, ритейл, производственные компании, стартапы, финансы и другие направления.

Языки программирования: Java, PHP, Ruby, C++, .NET, Python, Go, Kotlin, Swift, React Native, Flutter и многие другие.

Всегда на связи. Соблюдаем сроки. Предложим адекватную конкурентную цену.

Заходите к нам на сайт и пишите, с удовольствием вам во всем поможем.

Содержание работы

                                                  Глава 1.


                              Движения    плоскости

 


Понятие «движение» (либо «перемещение», либо «наложение») возникает в элементарной геометрии при попытке математически строго объяснить, например, что такое «равенство фигур». В книге «Начала» (IV в. до Р.Х.) Евклид доказывает «Предложение 4» (известное нам как «первый признак равенства треугольников»), опираясь на свою седьмую аксиому («И совмещающиеся друг с другом равны между собой»). Вот фрагмент (в современной редакции) из этого доказательства (по книге «Начала Евклида» /Перевод с греческого Д.Д.Мордухай-Болтовского. М.-Л.: 1950.):

«…Действительно, если треугольник АВС совмещается с треугольником DEF и кладутся точка А на точку D, а прямая  АВ на DE, то и точка В совместится с Е вследствие того, что АВ равна DE; а так как АВ совместилось с DE, то и прямая АС совместится с DF вследствие того, что угол ВАС равен EDF; так что и точка С  совместится с точкой F вследствие того, что АС тоже равно DF …»  

Рис. 1

(Далее Евклид объясняет неизбежность совмещения сторон ВС и ЕF , иначе возникнет противоречие с его первым постулатом;  мы бы сказали, что «иначе через две различные точки Е и F пройдут две различные прямые»)  «…так что и весь треугольник АВС совместится со всем треугольником DEF и будет ему равен…»

Постараемся разобраться: что такое «совмещать»? Видимо, не следует полагать право «совмещать фигуры» как бы заранее данным, ведь речь не идет о треугольных предметах, которые можно брать руками. Надо признать, что «мысленное совмещение» есть поточечное отображение одной фигуры на другую, при котором сохраняются расстояния между парами точек в их образах. Мы будем называть это «движением» плоскости, при котором, в частности, точки А, В, С  отобразились соответственно в D, E, F .

Определение. Движением называют такое преобразование плоскости, при  котором для любых двух точек  А1 и В1 их образы А2 и В2 удовлетворяют условию   | А1В1| = | А2В2 |, то есть при движении сохраняются расстояния в их образах.

Термин «движение» в геометрии понимается не механически (во времени),  а как отображение исходного состояния в  конечное (мгновенно). Образно говоря, в киноленте событий оставляют лишь первый и последний кадры.

    § 1. 1  Простейшие  виды  движений  плоскости

1). Осевая симметрия. Обозначение:  Sl  (первая буква слова symmetry).

Определение. Осевая симметрия, задаваемая прямой l (осью симметрии) – это преобразование плоскости , для которого всякая точка М1 получает образ М2  так , что прямая l – серединный перпендикуляр к отрезку  М1М2.

Осевую симметрию часто называют зеркальной, потому что полуплоскость как бы отражается в зеркале l . В «зазеркалье» левое становится правым.

 Неподвижными при симметриии останутся лишь точки оси  l .

                                        

Замечание. Осевая симметрия является движением.

Докажем это свойство с применением координат. Введем ось  Ох    декартовой системы  вдоль оси симметрии. Пусть образами точек М1(x1, y1) и К1(x3, y3) стали точки М2(x2, y2) и К2(x4, y4) (Рис.2). Зависимость между «новыми» (x2, y2)  и «старыми» (x1, y1) значениями координат точки М характеризуется тем, что «икс сохраняется, а игрек меняет знак», что выражается формулами:

Рис. 2

                   ( 1 )

Система (1) дает правило пересчета координат для образов при осевой симметрии. Зависимость (1) называют аналитическим представлением  симметрии.

В силу выявленной закономерности  ( 1 )  используем координаты точек М1,  К1  и  их образов  М2 , К2   для  сравнения  расстояний

     и         , убеждаясь в их равенстве. Значит,  симметрия является движением.

Замечание.   Зеркально симметричные фигуры имеют разную ориентацию

Рис. 3

Математически это можно описать, например, с помощью  вращения векторов до их совмещения. В «зеркальных» треугольниках (Рис.3) поворот  А1С1 → А1В1  происходит  против  часовой   стрелки ,  а  поворот А2С2 → А2В2  -  по часовой стрелке  .

2).Параллельный перенос (вектор).  Обозначения:  , .

Определение. Параллельный перенос (либо вектор), задаваемый упорядоченной парой точек А, В – это преобразование плоскости, для которого всякая точка М1 получает образ М2 так, что лучи АВ  и  М1М2 сонаправлены, а отрезки АВ  и  М1М2 - равны.

Иначе говоря, все точки плоскости переносятся на одинаковое расстояние в общем направлении.

 Неподвижных точек при параллельном переносе нет.

Исключение составляет лишь нулевой вектор , равносильный тождественному преобразованию плоскости.

Замечание. Параллельный перенос является движением.

Рис.4

Доказательство очевидное: между концами двух равных направленных отрезков расстояние такое же, как и между их началами, потому что они образуют параллелограмм (Рис.4).

Формулы пересчета координат при параллельном переносе

            (2)

говорят о том, что абсциссы всех точек

меняются на одинаковую величину  a, а ординаты – на b. То есть имеем вектор  с координатами (a, b).

       3).Скользящее отражение (переносная симметрия).Обозначение: , .

Определение. Скользящее отражение – это композиция осевой симметрии Sl и параллельного переноса   при условии, что вектор   и ось симметрии lпараллельны.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
369 Kb
Скачали:
0

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам разработку программного обеспечения под ключ.

Опытные программисты сделают для вас мобильное приложение, нейронную сеть, систему искусственного интеллекта, SaaS-сервис, производственную систему, внедрят или разработают ERP/CRM, запустят стартап.

Сферы - промышленность, ритейл, производственные компании, стартапы, финансы и другие направления.

Языки программирования: Java, PHP, Ruby, C++, .NET, Python, Go, Kotlin, Swift, React Native, Flutter и многие другие.

Всегда на связи. Соблюдаем сроки. Предложим адекватную конкурентную цену.

Заходите к нам на сайт и пишите, с удовольствием вам во всем поможем.