Задача планирования работы каждого судна усложняется
многовариантностью решений. Использование методов диалогового поиска сильно
осложняется из-за размеров транспортной системы. Для судоходной компании в
целом задача требует специальных математических приемов.
Цель экономико-математического моделирования работы флота
сводится к построению схемы использования каждого судна из всей совокупности
судов в целом в виде связанной последовательности груженых и порожних рейсов.
Множество последовательностей рейсов судна представляется
как "древовидная структура" или сетевой граф (Рис). Начальным
состоянием системы является дислокация судна.
В процессе перевозок судно совершает путь, состоящий из
некоторой последовательности дуг. Началом пути движения судна в плановом
периоде является пункт его освобождения от обязательств предыдущего периода.
Технологический процесс работы судна на участке между любыми двумя
корреспондирующими пунктами будем считать состоящим из основных операций
загрузки, движения и разгрузки. Понятие “участок работы” может обозначать и
операцию ремонта судна, как возможного варианта его состояния в плановом
периоде.
Поскольку число вершин (пунктов грузовой обработки) в
графе конечно, то число участков работы любого судна будет ограничено. В общем
случае число вариантов использования судна будет велико. Количество вариантов
может быть уменьшено за счет дополнительных ограничений по району плавания,
специализации судна, номеру договора и т.п.
Важным условием адекватности ЭММ является учет ограничений
на использование ресурсов флота. Таковыми являются ограничения:
–
Освоение заданного объема перевозок.
–
Суммарные
затраты времени для каждого судна не должны превышать ресурса времени его
работы.
–
Достижение
баланса между доставленным и отправленным грузом в случае плановой перевалки
груза из судна на борт другого судна в целом за навигацию.
–
Плановые показатели работы группы судов не должны превышать
пропускной способности портов и водных путей.