Концепция автоматизированного планирования работы флота. Методы решения задач, базовые алгоритмы и способы обработки данных, страница 5

Задача планирования работы каждого судна усложняется многовариантностью решений. Использование методов диалогового поиска сильно осложняется из-за размеров транспортной системы. Для судоходной компании в целом задача требует специальных математических приемов.

Цель экономико-математического моделирования работы флота сводится к построению схемы использования каждого судна из всей совокупности судов в целом в виде связанной последовательности груженых и порожних рейсов.

Множество последовательностей рейсов судна представляется как "древовидная структура" или сетевой граф (Рис). Начальным состоянием системы является дислокация судна.

Период планирования T

 

Ресурс времени работы судна Tj

 

K69

 

K79

 

K1011

 

L410

 

K812

 

K811

 

L58

 

K24

 

K14

 

K13

 

L37

 

L36

 

L02

 

L01

 

В процессе перевозок судно совершает путь, состоящий из некоторой последовательности дуг. Началом пути движения судна в плановом периоде является пункт его освобождения от обязательств предыдущего периода.  Технологический процесс работы судна на участке между любыми двумя корреспондирующими пунктами будем считать состоящим из основных операций загрузки, движения и разгрузки. Понятие “участок работы” может обозначать и операцию ремонта судна, как возможного варианта его состояния в плановом периоде.

Поскольку число вершин (пунктов грузовой обработки) в графе конечно, то число участков работы любого судна будет ограничено. В общем случае число вариантов использования судна будет велико. Количество вариантов может быть уменьшено за счет дополнительных ограничений по району плавания, специализации судна, номеру договора и т.п.

Важным условием адекватности ЭММ является учет ограничений на использование ресурсов флота. Таковыми являются ограничения:

–  Освоение заданного объема перевозок.

–  Суммарные  затраты времени для каждого судна не должны превышать ресурса времени его работы.

–  Достижение  баланса между доставленным и отправленным грузом  в случае плановой перевалки груза из судна на борт другого судна в целом за навигацию.

–  Плановые показатели работы группы судов не должны превышать пропускной способности портов и водных путей.