О ТРОЦКИЗМЕ СТАЛИНИСТОВ ИЛИ О СТАЛИНИСТСКОЙ
СУЩНОСТИ ТРОЦКИЗМА
Казалось бы, ортодоксально сталинистские группировки в России типа ВКПб, редакции газет "Борьба", "Серп и молот", "Аргументы и контраргументы", "Комментатор", РКПб, комсомольцев Былевского и пр. представляют собой подавляющее меньшинство по отношению к таким партиям, как КПРФ или РКРП, и поэтому должны выпадать из анализа. Как и троцкистские группировки, которые исчезающе малы по сравнению с компартиями на Западе (несмотря на обилие печатной продукции и наличие даже собственных книжных магазинов) и не смогли распространиться в России. Однако можно показать, что крупные компартии объединены с перечисленными политгруппами и троцкистскими организациями существенной чертой - тождеством с демократическими, то есть, буржуазными политическими организациями.
Речь идет о все том же привнесении сознания в "косную материю" рабочего класса. Идея принадлежит Либкнехту - Бернштейну, ее неоднократно повторял Ленин: рабочий класс не может вырваться за пределы экономизма, задача партии - обобщить, дать политическую перспективу. Тех же самых позиций придерживался и Троцкий, и многочисленные осколки 4-го Интернационала. Посмотрите: и ДемСоюз, «жгущий глаголом сердца людей», и "Мемориал", напоминающий, чтобы не забывали, и дорогие сердцу анархистов идеи Бакунина-Кропоткина, и бесчисленные программы светильников разума - Гайдара, Явлинского и пр. - по сути есть привнесение сознания в темную общественную массу. Имея в виду левые партии, выходит, что "добьемся собственной рукой", но не головой? Нужно ли цитировать бесчисленные высказывания идеологов либеральных, социал-демократических, стоящих сегодня на позициях либерализма, или консерваторских партий, абсолютно совпадающих с позицией "привнесения" - Ортеги-и-Гассета, Кейнса и пр.? Вот они: должна быть группа компетентных, по выражению Ортеги-и-Гассета, "слышащих подземный гул истории", которые должны вести за собой массы. Изумительную вещь читаем у Троцкого в, пожалуй, наиболее сильной его книге "История русской революции" (ее почему-то троцкисты в России практически не распространяют). Кадет выступает перед собранием и на вопрос, шпион ли Ленин, отвечает, что, мол, не шпион, но плох по таким-то научным соображениям. На что ему возражают: "Если Ленин не шпион, и он за рабочих и крестьян, тогда мы за ним пойдем .." (подчеркивание мое, Б.И.) А если Ленин ошибется? Он же не машина. Практика показывает: ошибались. Значит, никто не в состоянии был поправить. Уж коли задача партии - привносить сознание, какой же партиец будет терпеть, если в его сознание будут привносить те, кому он должен привносить?
Если Маркс (см. ниже) стоял на позициях либеральной практики партийного руководства в условиях, когда рабочий класс физически не мог контролировать партию, то сегодня - век двадцатый... Сто лет назад не мог контролировать в силу того, что обезличивающий физический труд составлял 100% труда рабочего. Сегодня резко снижена доля живого труда. Поэтому ни одна партийная схема "привития сознания" не проходит. Уже почувствовали, что хотят думать самостоятельно. Хотя до сих пор не имеют возможности - а, стало быть, и желания - в любой момент заменить любого организатора, руководителя. Потому хотя бы, что нет всеобщего высшего образования.
Допустим, для проправительственных партий "прививать сознание" - естественное дело, но почему для именующих себя марксистами субъективный надстроечный партийный фактор стал объективно необходимым? Кесарь не может определить свое место? Что за мания величия - "ум, честь и совесть"? Почему все компартии наперебой с троцкистами рвутся возглавить рабочее движение? Возможно, забыли, чем советская власть отличается от парламента? Напоминаю: она есть исполнитель грамотной воли низов, а не рычаг, чтобы шерудить в базисе. Разумеется, любой троцкист тут же сошлется на диалектику - есть ведь и обратное влияния надстройки. Но марксистам стоило бы определиться, что считать первичным.
Еще раз. "Привнесение" есть либерализм: группа компетентных определяет, как должен жить каждый, чтобы ему было хорошо. Такого типа работа уже никого не устраивает - нельзя же рассматривать избирательное шоу как показатель того, что население действительно считает выборы полезным делом.
Весь политический спектр от левых ультра до крайне правых, включая профсоюзы, сегодня служит в качестве буфера между властью и массами, подменяя самостоятельную активность масс. Во всем мире.
Невозможность иной схемы левые доказывают неоднородностью рабочего класса. Есть-де, авангард, а у авангарда - партия. Но если авангард - меньшинство, то ни о какой сознательности не может быть и речи, авангард купят, он рассосется и пр. Если большинство, тогда это не авангард. Ленин формулирует: необходимо не создание партаппарата, а организация рабочего _класса . в политическую партию. Слова хорошие, но Маркс чест но констатирует: в виду отсталости рабочих, их загруженности работой они не смогут обобщать и давать перспективу, т.е. партию будут составлять выходцы из более образованных классов. Ленин недаром так часто оговаривается - в "Шаг вперед - два шага назад" он придерживается позиции Каутского, но тут же пишет "Пролетарская революция и ренегат Каутский", настойчиво объясняя разницу между правительством, идущим навстречу пролетариату и правительством пролетариата, исполняющим волю низов. Пишет о необходимости свести роль "компетентных" госчиновников к роли "простых исполнителей воли трудящихся", но в последних статьях также честно констатирует, что ситуация в России определяется "тонким слоем" партийной элиты. То есть, группой компетентных, "идущих навстречу пролетариату". "Ренегата Каутского", как, впрочем, "Государство и революция", никогда, ни при каких обстоятельствах не упоминает ни одна компартия, ни одна троцкистская группа, как будто такой работы не существовало. Ни один сталинист не вспомнит последние статьи Ленина с пожеланием сместить Сталина.
В своей книге "Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" Маркса" Ильенков подробно объясняет, что материалистическое понимание истории состоит в признании восхождения от абстрактного к конкретному, но не наоборот. От частного абстрактного факта, практического действия масс - к программе и далее ("Нет ничего практичнее хорошей теории", Маркс) снова возврат к факту. Но не от идеи, насколько бы социалистической она ни была, к практическому воплощению. Церковь осуществляет восхождение от конкретного к абстрактному с гораздо большим успехом, во всяком случае, она прямо заявляет о привнесении сознания и не прикрывается фразеологией о том, что, мол, "никто, кроме рабочего класса..."
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.