Куда ведёт дискуссия? (По материалам «Экономической газеты»), страница 7

По сути дела приведённые выше рассуждения Шабарова сводятся к следующему монологу, адресованному антитоварникам и антирыночникам:

«Уважаемые товарищи!

В РС имеются элементы социализма, — социалистические производственные (экономические) отношения, — такие отношения, из которых целиком состоит Ваша концепция».

И эти элементы (производственные отношения внутри предприятий) есть то общее, что составляет общую основу, объединяющую, согласно Шабарову, рыночников и антирыночников. Шабаров, правильно определяя общее между рыночниками и антирыночниками, в то же время не усматривает в этом общем разъединяющее начало. А это, собственно, есть основной недостаток лучшей части советской школы, — принципиальных последователей партии большевиков.

Основным недостатком сторонников РС является то, что они не видят в «простом» товарном производстве, в отношения между производителями материальных благ, не имеющих ни рабов, ни крепостных, ни наёмных работников, в отношениях между рабочими внутри капиталистических предприятий, основу для классового общества, — классообразующих отношений — непосредственной основы эксплуатации, угнетения и всевозможных эксцессов.

Основным же недостатком советских учёных — последователей[23] является то, что они не усматривали в буржуазных распределительных отношениях между рабочими классообразующие отношения, — такие отношения, на основе которых неизбежно воспроизводятся с течением времени классы.

А это невидение, в свою очередь, определяется отсутствием, судя по публикациям, теории происхождения классов. Более того, господствующим непониманием отсутствия теории происхождения классов. Действительно, за исключением немногих (например, Спартака Петровича Никаноров и, может быть, Шабарова и Шушарина и некоторых других), никто не осознаёт отсутствие общей теории развития. Диалектический и исторический материализм вскрывают ряд признаков развития. Но общей теории, судя по печати, удовлетворяющей вскрытым признакам, нет.

Этим только непротиворечиво можно объяснить кризис, в который вступил СССР, и который, будучи неразрешённый разумным образом, стал причиной катастрофы великой нашей Родины.

Великий классик остановился непосредственно перед проблемой образования классов. К.Маркс, обладая гениальной интуицией, видел безошибочно, что товарная форма составляет основу капитализма, знал, что прибавочная стоимость возникает согласно имманентным капитализму (товарному производству) законам. Однако вопрос о том, каков собственно сам закон первоначального возникновения и непрерывного воспроизводства классов, какова формула закона — остался открытым. За этот вопрос брался и второй гениальный классик. Но и после Энгельса нет счёта числу профессиональных непрофессионалов среди обществоведов.[24]

6.5.  Общая теория буржуазного социализма

Суть общей теории мелкобуржуазного социализма, охватывающей обе ветви («правых» и «левых»), достаточно коротко и выразительно изложена в статье Вячеслава Леонидовича Скериса «Собственность должна быть неприкосновенной. Вся». (ЭГ, №37, 2001 г.). Правда, теория Скериса охватывает кроме двух ветвей мелкобуржуазного социализма, феодальный социализм, а так же современный крупнобуржуазный социализм. Последний иногда именуется шведским иди ещё как-то иначе.

Вот сердцевина этой теории в виде основного требования (принципа):

«конечный продукт и прибыль от его реализации должны быть поделены между участниками производства пропорционально стоимости амортизации их капиталов… Любое отступление от данного принципа — присвоение владельцами средств производства доли работников или присвоение работниками доли владельцев средств производства — есть ни что иное, как присвоение чужой собственности»

Наивность данной теории заключена в предположении о неприкосновенности собственности. Неприкосновенной собственности нет, не было и не будет. История не знает такой собственности. Теоретическая беспомощность толкает социалистов в объятия с сущностью буржуазного общества, к библейским формулировкам теории справедливого общества. Сущность приведённого положения общей теории буржуазного социализма в библейских терминах выглядит так:

«Да здравствует, Сатана! Да сгинут последствия его деяний».

Скерис изложил закон частной собственности в виде требования (принципа). В действительности то, что он предлагает в качестве справедливого принципа, выполняется в любом буржуазном обществе. И на основе данного принципа осуществляется всякая форма эксплуатации, гнёта.

Капиталист получает пропорционально вложенному капиталу. Это открытие сделал К.Маркс. И рабочий получает пропорционально стоимости рабочей силы. Это опять таки открыл К.Маркс.

Однако, воображаемое общество Скериса несколько отличается от реального общества К.Маркса. Марксова теория базируется на предположении, что всякое общественное производство содержит три фактора: средства производства, средства существования и рабочая сила. Всякий капиталист владеет средствами производства постольку, поскольку владеет средствами существования. Рабочий, который не владеет средствами производства, не владеет и средствами существования. И капиталист — собственник стоимости средств производства, становится одновременно собственником стоимости рабочей силы. И поэтому, в силу требования о «неприкосновенности всей собственности», капиталист получает пропорционально сумме стоимости средств производства и стоимости рабочей силы (c + v — марксовы обозначения).

Скерис «упустил» из виду средства существования и на основе этого «упущения» предположил возможность существования различных собственников у «неразделимой» собственности. Рабочий только на рынке является собственником рабочей силы. А в процессе производства он лишается[25] этой собственности. Кто становится собственником рабочей силы? Это зависит от способа производства, — от способа соединения рабочей силы со средствами существования. А последний (способ производства) зависит от формы присвоения. Провозглашаемый Скерисом способ присвоения (распределения) продукта и прибыли есть ни что иное, как основной закон товарного производства — закон стоимости, который не может функционировать, не порождая ещё ряд законов, в том числе закон разложения общества на классы и закон распределения необходимого продукта внутри производительного класса (пролетариата).