Куда ведёт дискуссия? (По материалам «Экономической газеты»), страница 5

Рыночники «доказывают» ненужность социализма, а Шушарин его невозможность.

Единственно, что оправдывает Шушарина при этом — это то, что он знает, что не знает, что такое социализм, а рыночники даже этого не знают. Социализм, который неизвестен, — невозможен. В этом утверждении нет ни одного грамма идеализма. Дело лишь в том, что теория капитализма разрабатывается, как разумное отражение реального (капиталистического) бытия, а теория социализма — как разумное отражение разумного отрицания капитализма.

6.2.  Социализм

Определение социализма:

«Если считать основным признаком социализма отсутствие частной собственности, то в концепции рыночного социализма или социалистического рынка нет частной собственности вообще».

(ЭГ №38, 2001 год)

В рамка марксовой «ограниченной» диалектики определение социализма, которое даётся Малиновским, есть такое узкое определение, ỳже которого невозможно ничего придумать. Собственно говоря, Малиновский все свои познания политической экономии черпает из советских учебников, сортируя содержимое последних по принципу: разумно то, что товарно, рыночно. Мировоззрение Малиновского есть более или менее логически интегрированное выражение советской «правой» экономической мысли в период её деградации. Рынок, в соответствии с учением великих классиков есть необходимый атрибут товарного производства вообще, или, что то же самое, — «простого» товарного производства — признак «простой» частной собственности, которая эксплуатацию содержит лишь как возможную. «Простая» же форма товара не существует, не может существовать, не порождая непростую (классовую, эксплуататорскую, угнетательскую) форму. Стало быть, рынок «простой» формы товара превращается в рынок «непростой» формы товара. Вот эти необходимые превращения игнорируются рыночниками, как собственно и антирыночниками.

Советские экономисты основным признаком социализма считают наличие общественной собственности. Малиновский «поправляет» своих учителей, заменив «наличие общественной собственности» на «отсутствие частной собственности». Согласись, читатель, что «отсутствие» и «наличие» далеко не равнозначны. Из отсутствия чего-либо не следует[18] наличие противоположного. Из того, например, что в рассматриваемом множестве чисел нет отрицательных, не следует наличие положительных чисел в этом множестве. Из того, что Малиновский, судя по его публикациям, плохо знаком с работами Маркса, не следует, что его оппоненты хорошо знают и понимают Маркса. Малиновский, который с одной стороны утверждает, что в РС нет частной собственности, а с другой, — все экономические категории сводит к цене, доказывает лишь только своё пренебрежительное отношение к человеческой культуре, к достижениями своих предшественников. Цена есть конечное, наиболее выпуклое выражение частной собственности. Тот, кто этого не понимает и не признаёт, тот лишь открывает высоту[19] своей культуры в области политической экономии и юриспруденции.

Лучшие достижения экономической мысли, связанные с ценой, сводятся к следующему:

цена (форма стоимости) есть коренное выражение общего между противостоящими частями. Юридическим выражением цены является частная собственность, частное владение, распоряжение, пользование.

Именно поэтому К.Маркс имел полное основание утверждать, что нет ничего нелепее, чем решать общественные проблемы на основе стоимостных (ценовых) отношений. Редакция марксовы мысли выразила формулой: «Рыночный социализм — это бред».

6.3.  Камень преткновения

Шабаров, стремясь сгладить обвинения в адрес «рыночников» со стороны «антирыночников», максимально близко (ближе самогò Н.И.Бухарина) подходит к той «мине» замедленного действия, которая оказалась не по зубам официальному советскому обществоведению, которая, будучи «сознательно» заложена под СССР решениями партийный съездов, взорвала, в конечном счёте, советскую систему. С этой «миной» воюют, как Донкихоты, лучшие буржуазные экономисты. И лучшие советские экономисты были тоже отважными Донкихотами, — воевали с этой «миной», с её следствием — знаменитым «валом». И судя по печати советские экономисты не склонились перед «валом». Теоретическое сражение продолжается.

Мудрые государственные деятели и крупные промышленники боятся этой «невидимой» «мины» больше, чем рыночного «киллера». Борьба целых государств с невидимой для буржуазного кругозора «миной» превращается в борьбу против необходимого условия прогресса — централизации, — против так называемого монополизма.

Катастрофа СССР потрясла мир. Но не так, как Великая Октябрьская Социалистическая революция. Огромная часть советских обществоведов перестала верить в социализм. Другая часть верит. Но немало обществоведов, верующих в социализм, отождествляют экономическую основу социализма с сущностью данной «мины», о которой речь пойдёт дальше.

Речь идёт о внутреннем положении (состоянии) пролетариата (рабочего класса и других слоёв трудящихся). Именно оно (внутреннее положение рабочего класса) является камнем преткновения для обществоведения. Буржуазных (мелкобуржуазных) социалистов можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся те исследователи, которые сущность социализма отождествляют с положением мелкой буржуазии (крестьянства, ремесленников и т.д.), которая на рынок выносит производимую ею продукцию. Более точно первая группа (категория) мелкобуржуазных социалистов сущность социализма отождествляет с сущностью «простого» товарного производства. Она полагает при этом возможность существования «простого» товарного производства и соответствующего «простого» рынка, а вслед за ними «простого» народного государства, без необходимого следствия, необходимых явлений в виде общественного маразма, эксплуатации и угнетения.

Ко второй группе относятся социалисты, которые социализм отождествляют с положением (внутренним) пролетариата.

Обе группы допускают характерную для «ограниченной диалектики» ошибку, — предполагают возможность существования мелкой буржуазии (крестьянства и пролетариата), не порождающей крупную буржуазию в виде помещиков и капиталистов.

Мелкобуржуазный социализм первой категории в силу отождествления социализма с сущностью крестьянства и мелких ремесленников не мыслит себе социализма без торговли (рынка), без товарно-денежных отношений, без стоимостных отношений и т.д.