Нормоконтроль, являясь последней стадией разработки ТД, не только повышает ее качество, но и дает значительный экономический эффект. Он дает возможность выявить и исключить ошибки без значительных расходов и потерь времени и не допустить их отрицательного влияния на весь жизненный цикл изделия. Особое значение это имеет при серийном выпуске изделий, когда даже незначительные ошибки могут привести к большим затратам денежных средств.
Любая погрешность, которую можно было бы устранить своевременно в документации, проявляясь в дальнейшем, влечет за собой во много раз увеличенные лишние затраты на производстве, увеличение сроков изготовления. Затраты на производство обратно пропорциональны тщательности контроля, т.к. любой дефект, устраненный в ТД перед началом производства экономит денежные средства и дает возможность избежать последующих корректировок, связанных с еще большими затратами.
С другой стороны нормоконтроль выявляет нарушения принципа конструктивной преемственности, что также дает непосредственную экономию. Достаточно нормоконтролеру не допустить выпуск одного нового изделия, например из пластмассы, чтобы размеры полученной экономии, включая стоимость проектирования и изготовления прессформы, превзошли сумму зарплаты нормоконтролера за месяц работы.
Следует учесть, что имеется прямая зависимость между конструктивной и технологической преемственностью. Наличие заимствованных чертежей и другой ТД на изготовлявшееся ранее изделие свидетельствует о том, что была также ранее спроектирована соответствующая специальная оснастка, которая находится на складе предприятия, т.е. средства на конструктивную и технологическую разработку этой оснастки могут быть сэкономлены. Заимствование одной детали средней сложности дает 500 человеко-часов экономии только на изготовление в производстве. Таким образом, экономическая эффективность нормоконтроля складывается из двух моментов - исправления допущенных ошибок и аннулирования чертежей, дублирующих выпущенные ранее.
2.4. Нормативная документация по нормоконтролю
В дополнение к ГОСТ 2.111‑68 с 1 января 1981 года был введен в действие ГОСТ 3.1116‑79 “ЕСТД. Нормоконтроль”, который установил содержание и порядок проведения нормоконтроля технологической документации. С 1 июля 1982 года был введен в действие ГОСТ 21.002‑81 “СПДС. Нормоконтроль проектно‑сметной документации”, который определил задачи нормоконтроля и установил содержание и порядок его проведения, обязанности и права специалистов, осуществляющих нормоконтроль в проектных организациях.
Таким образом, положение о нормоконтроле регламентировано тремя государственными стандартами, не считая множества отраслевых, ведомственных стандартов и стандартов предприятия. Рассмотрение и нормоконтроль ТД регламентируют два стандарта ГОСТ 2.111‑68 и ГОСТ 3.1116‑78, содержание которых приведено в приложениях 1 и 2.
ГОСТ 2.111‑68 решил в основном методические вопросы нормоконтроля, оставив много вопросов для решения на других уровнях. Поэтому в отраслях, на предприятиях, в организациях можно встретить разнообразные НД по нормоконтролю. В качестве примера рассмотрим один из отраслевых стандартов, который имеет название “Нормоконтроль технической документации” и распространяется на конструкторскую, технологическую, нормативную и другую документацию. В вводной части оговорено, что он разработан в дополнение к ГОСТ 2.111‑68. Сравнительная структура ГОСТ 2.111‑68 и отраслевого стандарта приведена в таблице 1.1.
Разделы ГОСТ |
Разделы ОСТ |
1. Цели и задачи 2. Содержание нормоконтроля 3. Порядок проведения 4. Обязанности и права 5. Оформление замечаний |
1. Основные положения 2. Содержание нормоконтроля 3. Порядок проведения 4. Обязанности и права 5. Учет работ 6. Порядок предъявления документации 7. Условия работы нормоконтролеров |
В приложении к ГОСТ приведена форма “Перечня замечаний нормоконтролера”. В приложениях к ОСТ даны: средние нормы на проверку технических документов; форма заявления на отступление от ограничительного документа; перечень замечаний нормоконтролера; классификатор ошибок, выявленных при нормоконтроле; примерное содержание нормоконтроля (в дополнение к ГОСТ 2.111‑68); форма журнала учета технических документов, предъявляемых на нормоконтроль; расчет условного экономического эффекта от проведения нормоконтроля. Как видно, отраслевой стандарт содержит много дополнительного материала.
Могут разрабатываться отраслевые стандарты с более узкой тематикой, имеющей особое значение для предприятий отрасли. Например, отраслевой стандарт “Унификационный контроль электрических схем”. Он содержит разделы: общие положения; состав документов, предъявляемых на унификационный контроль; порядок предъявления документов; принципы и порядок проведения унификационного контроля; учет и анализ документов, проходящих унификационный контроль. В стандарте приводится перечень документов, которыми должны руководствоваться лица, осуществляющие унификационный контроль. В приложении приводится алгоритм унификационного контроля. Кроме государственных и отраслевых стандартов при проведении нормоконтроля используется целый ряд других номаотвных документов. Ниже приведен перечень некоторых из них.
руководящие документы при нормоконтроле
- указатель “Государственные стандарты” на текущий год;
- указатели ОСТ, ТУ;
- НД (ГОСТ, ОСТ, СТП), руководящие технические документы (РД, МУ, РДИ, РТМ и т.д.). Учет требований НД обязателен;
- рабочая документация на однотипные изделия;
- таблицы систематизации или унификации и сборники унифицированных изделий;
- ранее разработанная рабочая документация, учтенная в изменениях;
- картотеки применяемости изделий, стандартов, марок и сортаментов материалов;
- НД на поставку продукции на экспорт, а также в страны с тропическим климатом и районы с холодным климатом;
- альбомы (каталоги) на покупные изделия;
- сборники технической терминологии (РАН);
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.