Исключая промежуточные
переменные и
,
общее операторное уравнение электронной модели ДПТ НВ в относительных переменных
,
и
, где
-
базовое напряжение, можно записать так
(5)
Сопоставляя уравнения (4)
и (5) , можно установить, что адекватность структурной схемы и электронной модели ДПТ НВ, когда
,
и
, будет достигнута при выполнении
уравнений связи
![]() |
а)
б)
Рис. 1 Структурная схема (а) и электронная модель (б) ДПТ НВ
1.1.3.Статическая характеристика и
статизм элементов и систем автоматического управления
Под статическими
характеристиками элементов и систем автоматического управления понимают
зависимости или
, получаемые в установившемся
режиме (
- возмущение).
Для описания
электродвигателей и систем управления ими (автоматизированных электроприводов)
наиболее часто используются семейства статических характеристик второго вида, называемые
механическими характеристиками и представляемые зависимостями .
Эти зависимости можно
получить, подставляя в уравнение ДПТ НВ (4) р=0 (установившийся режим),
сначала в относительных переменных , а затем и в
абсолютных переменных
, (7)
Механическая
характеристика ДПТ НВ представлена на рис. 2а, где обозначено: - момент нагрузки на валу
двигателя,
- угловая скорость,
соответствующая моменту нагрузки
,
- угловая скорость холостого хода
(при отсутствии нагрузки на валу).
Влияние нагрузки (возмущения) на угловую скорость оценивают величиной статизма электродвигателя, рассчитываемого обычно для номинального режима,
. (8)
Статизм характеризует не только величину относительной ошибки скорости по моменту, но и наклон (жёсткость) механической характеристики.
Аналогичные механические характеристики и статизм имеет и разомкнутая система автоматического управления ДПТ НВ, электронная модель которой представлена на рис. 2.б.
Наличие в ней
П-регулятора (А4, R8, R9) приводит лишь к тому,
что сигналом управления вместо якорного напряжения становится
напряжение задания
, где
- коэффициент передачи регулятора
По результатам
моделирования можно рассчитать характеристики ДПТ НВ и разомкнутой САУ, имея в
виду, что ,
,
и
.
Расчётное задание
Задание на расчёт механических характеристик и статизма ДПТ НВ и разомкнутой САУ его скоростью выбирают по табл. 1.1. согласно номера бригады и номера студента в бригаде.
Рассчитаем, например, характеристики по заданию для студента №3 в бригаде №5, в котором записаны следующие технические параметры ДПТ НВ:
кВт;
oб/мин;
Нм;
В;
А;
Ом.
с;
;
кг×м2
Расчёт будем вести по соотношению (7), в котором конструктивная константа двигателя
Нм/А.
Тогда уравнение механической характеристики ДПТ НВ будет следующим
, (9)
а)
б)
Рис. 2 Механические характеристики (а) и электронная модель разомкнутой САУ ДПТ НВ (б)
Статизм электродвигателя найдём по выражению (8) для номинальной скорости
, определив скорость холостого хода
по характеристике (9)
,
,
Зададим коэффициент
передачи П-регулятора по рекомендации примечания к таблице 1.1 так, чтобы В
,
Тогда уравнение механической характеристики разомкнутой САУ будет иметь вид
,
(10)
Находя по уравнению (10) номинальную скорость двигателя в САУ
, и скорость холостого хода
, определим,
что разомкнутая САУ статизм не изменяет
.
Теперь рассчитаем параметры электронных моделей ДПТ НВ и САУ, имея в виду, что на передней панели лабораторного стенда смонтированы элементы со следующими значениями номинальных параметров:
Резисторы: кОм ;
Ом;
кОм;
кОм;
кОм;
кОм;
кОм;
кОм.
Конденсаторы: мкФ;
мкФ;
мкФ.
Микросхемы К544УД2.
Диоды Д220.
ВНИМАНИЕ: Источники
входного напряжения и напряжения статической нагрузки, обозначенные на панели и
,
включаются одновременно тумблерами S3 и S4
При этом общее гнездо переменных резисторов должно быть подключено к «земле».
Регулируемые напряжения
и
снимаются с гнёзд движков
переменных резисторов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.