Исключая промежуточные переменные и , общее операторное уравнение электронной модели ДПТ НВ в относительных переменных
, и , где - базовое напряжение, можно записать так
(5)
Сопоставляя уравнения (4) и (5) , можно установить, что адекватность структурной схемы и электронной модели ДПТ НВ, когда , и , будет достигнута при выполнении уравнений связи
а)
б)
Рис. 1 Структурная схема (а) и электронная модель (б) ДПТ НВ
1.1.3.Статическая характеристика и
статизм элементов и систем автоматического управления
Под статическими характеристиками элементов и систем автоматического управления понимают зависимости или , получаемые в установившемся режиме ( - возмущение).
Для описания электродвигателей и систем управления ими (автоматизированных электроприводов) наиболее часто используются семейства статических характеристик второго вида, называемые механическими характеристиками и представляемые зависимостями .
Эти зависимости можно получить, подставляя в уравнение ДПТ НВ (4) р=0 (установившийся режим), сначала в относительных переменных , а затем и в абсолютных переменных
, (7)
Механическая характеристика ДПТ НВ представлена на рис. 2а, где обозначено: - момент нагрузки на валу двигателя, - угловая скорость, соответствующая моменту нагрузки , - угловая скорость холостого хода (при отсутствии нагрузки на валу).
Влияние нагрузки (возмущения) на угловую скорость оценивают величиной статизма электродвигателя, рассчитываемого обычно для номинального режима,
. (8)
Статизм характеризует не только величину относительной ошибки скорости по моменту, но и наклон (жёсткость) механической характеристики.
Аналогичные механические характеристики и статизм имеет и разомкнутая система автоматического управления ДПТ НВ, электронная модель которой представлена на рис. 2.б.
Наличие в ней П-регулятора (А4, R8, R9) приводит лишь к тому, что сигналом управления вместо якорного напряжения становится напряжение задания , где - коэффициент передачи регулятора
По результатам моделирования можно рассчитать характеристики ДПТ НВ и разомкнутой САУ, имея в виду, что , , и .
Расчётное задание
Задание на расчёт механических характеристик и статизма ДПТ НВ и разомкнутой САУ его скоростью выбирают по табл. 1.1. согласно номера бригады и номера студента в бригаде.
Рассчитаем, например, характеристики по заданию для студента №3 в бригаде №5, в котором записаны следующие технические параметры ДПТ НВ:
кВт; oб/мин; Нм;
В; А; Ом.
с; ; кг×м2
Расчёт будем вести по соотношению (7), в котором конструктивная константа двигателя
Нм/А.
Тогда уравнение механической характеристики ДПТ НВ будет следующим
, (9)
а)
б)
Рис. 2 Механические характеристики (а) и электронная модель разомкнутой САУ ДПТ НВ (б)
Статизм электродвигателя найдём по выражению (8) для номинальной скорости
, определив скорость холостого хода по характеристике (9)
,
,
Зададим коэффициент передачи П-регулятора по рекомендации примечания к таблице 1.1 так, чтобы В
,
Тогда уравнение механической характеристики разомкнутой САУ будет иметь вид
, (10)
Находя по уравнению (10) номинальную скорость двигателя в САУ
, и скорость холостого хода
, определим, что разомкнутая САУ статизм не изменяет .
Теперь рассчитаем параметры электронных моделей ДПТ НВ и САУ, имея в виду, что на передней панели лабораторного стенда смонтированы элементы со следующими значениями номинальных параметров:
Резисторы: кОм ;
Ом; кОм;
кОм; кОм;
кОм; кОм;
кОм.
Конденсаторы: мкФ; мкФ;
мкФ.
Микросхемы К544УД2.
Диоды Д220.
ВНИМАНИЕ: Источники входного напряжения и напряжения статической нагрузки, обозначенные на панели и , включаются одновременно тумблерами S3 и S4 При этом общее гнездо переменных резисторов должно быть подключено к «земле». Регулируемые напряжения и снимаются с гнёзд движков переменных резисторов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.