Характеристики систем автоматического управления электродвигателями. Практическое руководство. Исследование статических свойств системы автоматического управления скоростью

Страницы работы

Содержание работы

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Гомельский государственный технический университет им. П. О. Сухого»

Кафедра «Автоматизированный электропривод»

,

ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯМИ

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

к лабораторным работам по курсу

«Теория автоматического управления»  для студентов спец. 53.01.05

«Автоматизированные электроприводы»

Часть 4

Гомель 2004


УДК 621.3.078.001

Настоящее практическое пособие содержит краткие теоретические сведения, задания на расчет и программы лабораторных работ по основным разделам теории автоматического управления для студентов специальности 53.01.05 – «Автоматизированные электроприводы», изучаемым в 6 семестре.

Рецензент – зав. каф. «Промышленная электроника», к.т.н., доцент


ВВЕДЕНИЕ

По учебному плану специальности 53.01.05 – «Автоматизированные электроприводы» дисциплина «Теория автоматического управления» читается в 5 и 6 семестрах и в каждом из них сопровождается лабораторными работами.

Данное пособие содержит лабораторные работы по тем разделам, которые изучаются в 6-м семестре. Это работы, посвященные расчету и исследованию статических и динамических характеристик  систем автоматического управления электродвигателями.

С целью индивидуализации процесса обучения, лабораторные работы выполняются фронтальным методом бригадами по

2-3 студента по персональному расчетному заданию для каждого студента.

Поскольку в одной лабораторной работе экспериментально проверяется расчет одного из членов бригады, то разрешается оформлять общий отчет по работе на бригаду с одной экспериментальной проверкой, но с представлением расчетов всех членов бригады.

Отчет по лабораторной работе должен содержать: цель работы, результаты расчетов, схемы эксперимента, расчетные и экспериментальные графические зависимости, выводы в виде ответов на контрольные вопросы.

Рабочее место при проведении лабораторных работ состоит из генератора, лабораторного стенда и двухлучевого осциллографа, аналогичных используемым в 5 семестре.


ЛАБОРАТОРНЫЙ ЦИКЛ 1

Исследование статических свойств системы автоматического управления скоростью

электродвигателя постоянного тока

независимого возбуждения

Лабораторная работа 1.1

Статические характеристики и статизм

разомкнутой системы управления

электродвигателем постоянного тока

независимого возбуждения

Цель работы

Изучить принципы построения электронной модели ДПТ НВ и разомкнутой САУ управления им. Аналитически и экспериментально исследовать влияние на вид их статических характеристик и величину статизма параметров электродвигателя и системы управления.

Краткие теоретические сведения

1.1.1.Операторная модель ДПТ НВ

При постоянстве магнитного потока возбуждения и управлении скоростью   за счёт регулирования якорного напряжения математическая модель электродвигателя постоянного тока в виде системы дифференциальных уравнений имеет вид [1.2]

                              (1)

где  - напряжение, ток, активное сопротивление и индуктивность якорной обмотки;  - угловая скорость якоря; – конструктивная константа ДПТ НВ; – момент инерции вращающихся частей;  - статический момент сопротивления на валу двигателя.

Переходя к изображению по Лапласу и преобразовывая, представим (1) в операторной форме

                    (2)

где  - постоянная времени якорной обмотки;   - электромеханическая постоянная времени.

Операторную матмодель (2) в относительных переменных

         

где  - номинальные значения  тока, ЭДС, скорости вращения якоря и момента двигателя, можно записать так

                        (3)

где  - относительный коэффициент передачи электродвигателя по току якоря.

Операторную матмодель (3) можно изобразить в виде структурной схемы, представленной на рис. 1а, если ввести новые переменные:

 - относительное падение напряжения на активном сопротивлении якорной обмотки от полного тока якоря;

 - относительное падение напряжения на активном сопротивлении якорной обмотки от статической составляющей тока якоря.


Из структурной схемы электродвигателя следует, что

                    (4)

где  - передаточные функции по управлению (якорное напряжение) и по возмущению (статический момент нагрузки).

1.1.2.Электронная модель ДПТ НВ

Из структурной схемы видно, что якорная обмотка является апериодическим звеном, а электромеханическая часть двигателя – интегрирующим звеном.

По электронным схемам типовых динамических звеньев можно построить электронную модель ДПТ НВ, соответствующую структурной схеме (рис. 1а) в виде, изображённом на рис. 1б.

Напряжения  соответствуют переменным .


Система операторных уравнений, описывающих  модель с учётом инвертирования операционных усилителей, имеет вид

Похожие материалы

Информация о работе