(5.43)
(5.43а)
Действие этих сил приводит к изменению количества движения массы жидкости, проходящей через контрольную поверхность за единицу времени где – объемный расход жидкости через контрольную поверхность. Проекции изменения количества движения на координатные оси равны
(5.44)
(5.45)
Так как а , то
Из уравнений (5.43–5.44) с учетом
При увеличении радиуса от до , при котором поток не испытывает возмущения от профиля, получим
но тогда , то есть сила лобового сопротивления равна нулю, так как отсутствуют силы трения.
Определим теперь силу . Из уравнений (5.43а) и (5.45) получаем .
Так как то
(5.46)
В уравнении (5.46) величина С учетом этого равенства имеем
(5.47)
В уравнении (5.47) и при С учетом этих условий Так как – циркуляция скорости, то . Разделив обе части на , получим
(5.48)
Равенство (5.48) носит название теоремы Н.Е. Жуковского.
Вектор скорости , повернутый на в сторону, противоположную направлению циркуляции, указывает направление действия подъемной силы.
Если вектор скорости совпадает с направлением оси 0, циркуляция направлена по часовой стрелке (Г<0), тогда – положительная.
5.3.1. Обтекание решетки профилей
Лопатки рабочих колес турбин, центробежных насосов и компрессоров образуют решетки профилей. Для простоты рассмотрим прямолинейную решетку (рис. 5.6), для которой – шаг решетки, – хорда профиля, – относительный шаг.
Параметры потока перед решеткой обозначим индексом 1, за решеткой – 2. Введем фиктивную скорость
. (5.49)
Согласно закону сохранения массы (это видно и из плана скоростей, показанного на рис. 5.6), .
Из закона сохранения энергии следует
. (5.50)
Закон сохранения импульса для замкнутого контура АВСD дает
,
(5.51)
Так как и , то из (5.50) следует
, (5.52)
где Г – циркуляция скорости по контуру АВСD.
Рис. 5.6
Из уравнений (5.51) и (5.52) получим
,
. (5.53)
Поскольку , то
. (5.54)
Таким образом, в насосах и компрессорах лопатки колес будут оказывать силовое воздействие на жидкость или газ с силой . В турбинах поток будет вращать колесо, воздействуя на лопатки с такой же силой, создавая на выходном валу необходимый крутящий момент.
6. ДИНАМИКА ВЯЗКОЙ ЖИДКОСТИ
6.1. Режимы течения
Различают два режима течения – ламинарный и турбулентный. Ламинарное (слоистое) течение отличается постоянством во времени скорости и давления в любой точке потока. Такое течение существует при сравнительно небольшой скорости движения жидкости. При достижении некоторого критического значения скорости происходит переход от ламинарного к турбулентному движению, которое характеризуется непрерывным изменением во времени скорости и давления в любой точке. Возникает пульсация этих параметров, в результате чего происходит интенсивное перемешивание жидкости по всему объему потока. Исследованиями было установлено, что критическая скорость, соответствующая переходу от одного режима к другому, зависит от вязкости, диаметра трубопровода. Количественно переход от одного режима к другому определяется величиной критерия Рейнольдса: . На практике наиболее часто принято считать, что при в трубопроводах имеет место ламинарный режим течения, при Re > 2300 – турбулентный.
Течение вязкой жидкости в общем виде описывается уравнением (3.21), несжимаемой – уравнением (3.23).
При решении задач гидродинамики турбулентных потоков вводится понятие осредненной составляющей скорости и напряжения . Тогда их локальные значения будут равны
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.