Анестезия в стоматологии. Амбулаторная стоматологическая анестезия. Отбор пациентов. Оборудование, страница 9

К ингаляционной седации относится применение низких вды-хаемых концентраций  закиси азота в кислороде,  что называют еще относительной  анальгезией.  Методика  применяется  и  у взрослых и у детей, но требует определенного участия пациен-та и существенных усилий со стороны оператора для достижения желаемого эффекта. Целью  метода является достижение поверх-ностного уровня седации и умеренной  анальгезии  титрованием дозы вдыхаемой закиси азота. Это позволяет выполнить в даль-нейшем вмешательство с использованием местного  анестетичес-кого блока.Эта методика может быть полезна у пациентов, име-ющих "иглофобию" к инъекции местного  анестетика  в  полости рта. Для этой процедуры важен правильный отбор пациента, ко-торый должен понимать происходящее.  Используется  назальная маска, которая может быть зафиксирована к голове спецкрепле-нием, начинают с 5 - 10 % концентрации закиси азота в кисло-роде. Затем  концентрацию  повышают постепенно,  добавляя по 5%, доводя максимум до 30 %  для  обеспечения  достаточного уровня седации при сохранении контакта с пациентом.  Исполь-зование более высоких концентраций закиси азота  может  при-вести к беспокойству и иногда агрессивности пациента.  Флуо-метры Квантифлекс очень полезны для применения закиси  азота этим способом,  так как после установки начального газотока, относительные концентрации закиси азота  и  кислорода  можно изменять одной ручкой.  Во время наступления седации, опера-тор должен поддерживать вербальный контакт и  способствовать успокоению пациента до уровня,  позволяющего выполнить мест-ный блок и операцию.  После применения этой методики пробуж-дение наступает быстро, в чем и заключается ее основное пре-имущество по сравнению с внутривенной седацией:  пациент го-тов к  выписке скорее и имеет меньше ограничений в первые 24 часа.

Относительными противопоказаниями к  применению  относи-тельной анальгезии являются заложенность носа, глухота, нес-пособность пациента  к взаимодействию в следствие физических или психических недостатков,  активные формы неврологических заболеваний или тяжелые заболевания респираторной системы.

Рисунки к главе 34.

Рисунок 34.1 Наркозный аппарат и мониторирующее  обору-дование, применимые в стоматологической анестезии.

Рисунок 34.2 Носовые маски, используемые в стоматологи-ческой анестезии.

Рисунок 34.3 Индукция в анестезию с наложением носовой маски на нос и рот.

Рисунок 34.4 Теперь носовая маска  смещена  и  наложена только на нос; введены роторасширитель и зубная распорка.

Рисунок 34.5 Экстракция зуба нижней челюсти. Бинт, там-понирующий полость рта смещен оператором влево, а анестезио-лог поддерживает  проходимость  дыхательных  путей  выводя нижнюю челюсть вперед-вверх,  противодействуя давлению вниз, прилагаемому стоматологом.

Таблица 34.1 Перечень медикаментов экстренного применения, которые должны быть в операционной

-------------------------------------------------Кислород

Адреналин

Лигнокаин 1%

Атропин

Кальция хлорид

Натрия бикарбонат

Глицерил тринитрат ( таблетки или спрэй )

Аминофиллин

Сальбутамол в ингаляторе

Хлорфенирамин

Декстроза 50%

Гидрокортизон

Мидазолам

Декстроза/физраствор, мешок для инфузии

Коллоиды для инфузии

Флумаженил*

Налоксон*

-----------------------------------Только если применяется в/в седация

Таблица 34.2 Индукция в анестезию при экстракциях зубов с использованием галотана,  энфлюрана или изофлюрана. 50 де-тей в каждой группе ( на основании данных Simmons et al 1989)

------------------------------------------------------Галотан  Энфлюран Изофлюран

-----------------------------------------------------Время индукции (мин)         2,4      2,8      3,5

Респираторные проблемы (%)

(кашель, задержка дыхания,    12      12        42 ларингоспазм)

Желудочковые аритмии (%)      14       0         0

Среднемаксимальное увеличение частоты сердечных       22      25        48

сокращений

Среднемаксимальное сниже-     17      15         4 ние систолического арте-риального давления (%)

_______________________________________________________

Рекомендуемая литература