Организация спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий с учащимися. Внутришкольная круглогодичная спартакиада.

Страницы работы

36 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

социальным педагогам, всем, кто занимается организацией и проведением спортивных соревнований и физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми и молодёжью, а также могут быть полезны учащимся и студентам педагогических учебных заведений республики.

Методические рекомендации утверждены Советом директоров учреждения «Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов» (протокол №3 от 20.05.2003г.), рекомендованы Министерством образования Республики Беларусь для использования в учреждениях образования республики при организации и проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований в течение учебного года, во время каникул, а также по субботам в свободный от уроков день.


ВВЕДЕНИЕ

Одной из составных частей физического воспитания учащихся является внеклассная физкультурно-оздоровительная работа. Ее содержание тесно связано с действующими учебными программами по физической культуре. Являясь продолжением уроков физической культуры, внеклассная физкультурно-оздоровительная работа призвана углублять знания, совершенствовать умения и навыки, получаемые на этих уроках. Кроме этого, дополнительные физкультурные занятия, а также участие в спортивных соревнованиях позволяют учащимся укреплять свое физическое здоровье, повышать уровень физической подготовленности, получать всестороннее физическое развитие.

Внеклассные физкультурно-оздоровительные мероприятия являются одним из основных средств формирования здорового образа жизни учащихся, а также профилактики вредных привычек.

По своему содержанию и организации внеклассная работа должна отвечать таким требованиям, как массовость, воспитательная и развивающая направленность, свободный выбор учащимися вида занятий, соответствие содержания и методов организации занятий уровню развития и физической подготовленности детей, стимулированию физкультурной активности учащихся.

Внеклассная физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа с учащимися призвана решать следующие задачи:

-  широкая пропаганда физической культуры и спорта как одного из средств формирования здорового образа жизни;

-  укрепление здоровья, закаливание организма;

-  повышение физической и интеллектуальной рабо тоспособности учащихся;


-  повышение уровня физической подготовленности с целью отбора кандидатов в сборные команды учрежде ний образования по видам спорта;

-  развитие массовых видов спорта.

Организационной основой физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы внутри каждого учреждения образования является внутришкольная круглогодичнаяспартакиада. В соответствии с инструктивным письмом Министерства образования Республики Беларусь и Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 26 ноября 1998 года «О порядке организации и проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий среди учащихся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, колледжей, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений» спартакиада учреждения образования должна включать в себя не менее шести обязательных видов спорта:

-  весенний или осенний кросс;

-  многоборье допризывника или соревнования по комплексу «Защитник Отечества»;

-  одну из спортивных игр по выбору: волейбол, бас кетбол, футбол, гандбол, настольный теннис;

-  легкоатлетическое многоборье (бег на короткую и длинную дистанции, прыжки в высоту или длину, мета ние мяча);

- два вида по выбору: лыжные гонки, плавание, туристские соревнования, одна из невыбранных спортивных игр из пункта 3.

Кроме указанных видов спорта внутри каждого учреждения образования ежегодно должны проводится соревнованиясмотрауровняфизическойподготовленностиучащихся«ОлимпийскиенадеждыБеларуси».

Решение об участии в районных и городских сорев-


нованиях и физкультурно-массовых мероприятиях, не вошедших в количество шести выбранных видов, принимается учебными заведениями самостоятельно.

Планировать и проводить соревнования и физкультурно-оздоровительные мероприятия с учащимися следует в первую очередь во внеурочные дни по субботам, а также в учебные дни в послеурочное время. При проведении соревнований и мероприятий в выходные и праздничные дни на основании приказа (распоряжения) по учебному заведению педагогическим работникам предоставляется компенсация в соответствии с действующим законодательством.

Все соревнования должны начинаться с подъёма и заканчиваться спуском государственного флага под звуки гимна Республики Беларусь.

При проведении физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий администрация и учителя (преподаватели) должны в обязательном порядке соблюдать Правила безопасности занятий по физической культуре и спорту в учебных заведениях Республики Беларусь (общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, колледжи, ПТУ, ССУЗ).

УСЛОВИЯПРОВЕДЕНИЯСОРЕВНОВАНИЙ

Для организации круглогодичной спартакиады учреждения образования рекомендуется применять следующие формы проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий:

-  соревнования по видам спорта по упрощённым пра вилам внутри классов (групп), между классами (группа ми);

-  соревнования по видам спорта внутри классов (групп), между классами (группами);

-  матчевые встречи между классами (группами);


-  дни бегуна, метателя, прыгуна, спринтера, много борца, гимнаста, баскетболиста и т.д. (проводятся как лично-командные, так и личные);

-  открытые первенства учреждения образования по видам спорта (проводятся как лично-командные, так и лич ные, в которых могут принимать участие учащиеся дру гих параллелей классов, курсов, а также учащиеся близ лежащих учебных заведений, например, малокомплект ных школ);

-  туристские слёты и соревнования;

-  дни «Здоровья» - - проводятся как лично-команд ные (комплексное проведение соревнований: по народ ным, подвижным и спортивным играм, лёгкой атлетике, лыжным гонкам, спуску с гор на санях, гимнастике, доп ризывной подготовке и т.д.).

Соревнования по комплексу «Защитник Отечества» или многоборье допризывника следует проводить на основании действующего Положения о прикладном физкуль-турно-спортивном комплексе «Защитник Отечества», утвержденного совместным приказом Министерства образования Республики Беларусь и Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 03.08.1998г. № 483/1135.

Соревнования по лыжным гонкам, плаванию, волейболу, баскетболу, футболу, гандболу, настольному теннису, туристские соревнования проводятся на основании действующих правил по этим видам спорта.

Соревнования по смотру уровня физической подготовленности учащихся общеобразовательных учебных заведений (городских и сельских), ПТУЗ и ССУЗ в рамках молодёжного физкультурно-спортивного движения «Олимпийские надежды Беларуси» проводятся ежегодно на основании Положения, утверждаемого Министерством образования Республики Беларусь. Соревнования проводятся в течение учебного года в форме физкультурных праздников и организуются как самостоятельный вид кругло-


годичной спартакиады учреждения образования.

Проведение соревнований по таким видам спорта как волейбол, баскетбол, футбол, гандбол носят командный характер, по весеннему или осеннему кроссу, многоборью допризывника или соревнованиям по комплексу «Защитник Отечества, настольному теннису, легкоатлетическому многоборью, видам лёгкой атлетики, лыжным гонкам, плаванию, туризму носят лично-командный характер.

ОРГАНИЗАЦИЯСОРЕВНОВАНИЙКРУГЛОГОДИЧНОЙ СПАРТАКИАДЫУЧРЕЖДЕНИЯОБРАЗОВАНИЯ

Рассмотрим примеры организации и проведения соревнований обязательных видов спорта, входящих в программу круглогодичной спартакиады учреждения образования.

ВЕСЕННИЙИЛИОСЕННИЙКРОСС

Весенний или осенний кросс рекомендуется проводить на дистанциях, которые соответствуют Единой спортивной классификации Республики Беларусь (1,2,3,5,8,12 км — мужчины, 1,2,3,4,6 км -- женщины), программам по физической культуре (V-VI кл. - 1 км, VI кл. -- 2 KM.VII-XI дев. -- 2 км, VIII-XI юн. -- 3 км), прикладному физкультурно-спортивному комплексу «Защитник Отечества» (юноши 15 лет и старше -- 3 км).

В качестве примеров предлагаем несколько вариантов проведения соревнований:

- Организация и проведение соревнований на основании и в соответствии с правилами проведения соревнований по лёгкой атлетике.

— При большом количестве команд и числе зачётных участников до 10 рекомендуется парный командный старт. Команды распределяются по парам в зависимости от занятого места на предыдущих соревнованиях по легкоат-


летическому кроссу (первая стартует со второй, третья с четвёртой и т.д.), для более остросюжетного проведения соревнований рекомендуем старт начинать с пар занимающих последние места.

— Если нет необходимости проводить отбор учащихся для кросса на районном и выше административном уровнях, парный командный старт можно видоизменить и для воспитания командного духа и взаимовыручки учащихся, результат команде отсчитывать по последнему зачётному участнику.


Трасса


- При наличии большой площадки для старта и финиша, хорошо подготовленный физкультурный актив и педагогический коллектив учебного заведения можно проводить соревнования по легкоатлетическому кроссу, применяя веерный финиш. При выбегании участников кросса с трассы на финишную площадку -- радиусом 30-50 м определяется финишный сегмент и разбивается на одинаковые коридоры для финиширования.


При веерном финише на учебное заведение, которое проводит соревнования по трём возрастным группам, понадобится всего шесть забегов (три для юношей и три для девушек), т.к. все участники одной возрастной группы стартуют в одном забеге и финишируют в коридоре своего класса (группы).

Соревнования проводятся в один день, массово и красочно. Счётная бригада по времени, показанному участниками на дистанции, определяет победителей и призёров соревнований в каждой возрастной группе. По сумме времени зачётных участников определяется командное первенство среди классов (групп). Если сумма времени одинакова, то преимущество имеет класс (группа) где лучшая сумма у юношей. При проведении районных соревнований при равенстве суммы времени одного или нескольких учебных заведений преимущество получает команда, где лучшая сумма у юношей старшего возраста (курса), затем у девушек старшего возраста, у юношей среднего возраста и т.д.

При хорошей организации соревнований и работы счётной бригады через 1,5-2 часа после старта первого забега можно проводить награждение участников личного и командного первенства.

Для оценки результатов рекомендуем использовать таблицы действующих учебных программ по физической культуре для учащихся IV(V)-XI (XII) классов общеобразовательной школы (приложение 1), профессионально-технических и средних специальных учреждений образования, прикладного физкультурно-спортивного комплекса «Защитник Отечества», а также десятибальные или шес-тидесятибальные таблицы Республиканского смотра уровня физической подготовленности учащихся «Олимпийские надежды Беларуси» (приложение 2). Для присвоения учащимся спортивных разрядов и званий необходимо использовать таблицы Единой спортивной классификации Республики Беларусь (приложение 3).


ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКОЕМНОГОБОРЬЕ

Соревнования по легкоатлетическому многоборью проводятся на основании действующих правил по лёгкой атлетике. Подведение итогов легкоатлетического многоборья рекомендуется проводить по предлагаемой таблице очков смотра уровня физической подготовленности учащихся (приложение 2).

ВИДЫ  ПО  ВЫБОРУ (ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ, ПЛАВАНИЕ, ТУРИСТСКИЕ СОРЕВНОВАНИЯ)

Соревнования по лыжным гонкам, плаванию, туристским соревнованиям проводятся на основании действующих правил по этим видам спорта. Плавание, туристские соревнования можно проводить по тем системам организации соревнований, которые наиболее подходят тому или иному учебному заведению исходя из традиций учебного заведения и контингента учащихся.

Предлагаем несколько вариантов проведения соревнований по лыжным гонкам.

-  Организация и проведение соревнований на осно вании и в соответствии с правилами проведения сорев нований по лыжным гонкам.

-  При большом количестве команд и числе зачётных участников до 10 рекомендуется парный командный старт. Команды распределяются по парам в зависимости от за нятого места на предыдущих соревнованиях (первая стар тует со второй, третья с четвёртой и т.д.), для более остросюжетного проведения соревнований рекоменду ем старт начинать с пар занимающих последние места.

-  Если нет необходимости проводить отбор учащих ся для участия в соревнованиях на районном и выше ад министративном уровнях, парный командный старт мож но видоизменить и для воспитания командного духа и вза имовыручки учащихся, результат команде засчитывать по последнему зачётному участнику (гонка патрулей).


СОРЕВНОВАНИЯСМОТРАУРОВНЯФИЗИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВЛЕННОСТИУЧАЩИХСЯВРАМКАХ

МОЛОДЁЖНОГОФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО

ДВИЖЕНИЯ«ОЛИМПИЙСКИЕНАДЕЖДЫБЕЛАРУСИ»

Соревнования проводятся для общеобразовательных учебных заведений в четыре этапа - - I этап - - между классами учебного заведения; II этап - - районные и городские; III этап -- областные и г. Минска; IV этап -- финальные республиканские; для профессионально-технических и средних специальных учебных заведений в три этапа - - I этап - - между группами учебного заведения; II этап — областные и г. Минска; III этап — финальные республиканские.

Соревнования на I этапе проводятся в форме физкультурных праздников и организуются как самостоятельный вид круглогодичной спартакиады учащихся учебного заведения.

Прыжок в длину с разбега, бег 30, 60, 100 м, 600-3000 м, метание мяча с разбега выполняется согласно правилам проведения соревнований по легкой атлетике.

Бег30, 60, 100 м проводится на 100-метровой прямой беговой дорожке с высокого старта. Результат фиксируется с точностью до 0,1 сек.

Челночныйбег 4x9 мвыполняется на половине волейбольной площадки, имеющей твердое покрытие. На лицевую линию кладут два бруска 50x50x100 мм на расстоянии 10 см друг от друга. По команде «Марш!» учащиеся стартуют от средней линии, подбегают к лицевой, берут один брусок, возвращаются к средней линии и кладут его на линию (бросать брусок запрещено!). Затем бегут к лицевой линии, берут второй брусок и финишируют на средней линии (брусок на линию не кладут). Если учащийся поскользнулся или упал, ему предоставляется одна дополнительная попытка. Результат бега измеряется с точностью до 0,1 сек.


Прыжоквдлинусместавыполняется толчком одновременно двумя ногами на твердом покрытии. Каждый учащийся выполняет 3 попытки подряд. В зачет идет лучший из трех результатов.

Подтягиваниенавысокойперекладиневыполняется из исходного положения вис хватом сверху. Во время выполнения упражнения не допускаются сгибания коленей и туловища, движения ногами, рывки и раскачивания, перехваты рук. Подтягивание засчитывается, если подбородок находится выше уровня перекладины, а при опускании руки полностью выпрямляются в локтевых суставах.

Подниманиетуловищаза 1 минутувыполняется девушками на гимнастических матах из исходного положения лежа на спине, руки скрестно перед грудью, ладони на плечевых суставах. Угол в коленном суставе 90 градусов, стопы зафиксированы на полу или прижимаются партнером к полу хватом за голеностопный сустав. Засчитывается количество наклонов туловища при касании локтями коленей с последующим касанием лопатками мата.

Метаниемячасразбегапроводится на стадионе в секторе для метаний, ширина коридора 15 м.

Бег 600-3000 м проводится на круговой дорожке стадиона. Рекомендуется давать общий старт для класса, группы, а также раздельно для юношей и девушек.


СИСТЕМЫПРОВЕДЕНИЯСОРЕВНОВАНИЙ

При организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий следует стремиться к оптимальным срокам их проведения. В зависимости от целей, задач, масштаба и ранга соревнований, наличия учебно-материальной базы, уровня подготовленности участников применяются различные системы их проведения.

Организация соревнований включает в себя такие подготовительные мероприятия как:

-  подготовка и доведение до сведения подразделе ний учебного заведения Положения о круглогодичной спартакиаде, где оговариваются условия проведения соревнований по каждому виду спорта;

-  сбор заявок от подразделений учебного заведения на участие в соревнованиях;

-  проведение заседаний судейских коллегий с пред ставителями команд, где должно быть оговорено:

>  условия проведения соревнований;

>  система проведения соревнований;

>  утверждение принятых условий и системы прове дения соревнований;

>  жеребьёвка команд;

>  составление программы (расписания) проведения соревнований.

Основное назначение жеребьёвки - - присвоение участвующим командам (участникам) номеров. Жеребьёвка бывает общей для всех команд или с разбивкой на 2, 3 или 4 подгруппы (где первые 2, 3 или 4 команды сильнейшие, а под них проводится групповая жеребьёвка для остальных команд). Количество номеров соответствует числу участвующих в соревнованиях команд. Основное требование к жеребьёвке - - это присутствие на ней всех представителей команд.


1.  КРУГОВАЯСИСТЕМА

При проведении соревновДний по круговой системе каждая команда (участник) встречается с каждой командой (участником). Преимущество заключается в том, что объективно определяется победитель соревнований и места каждой команды (участника). Недостаток этой системы в том, что для проведения соревнований требуется очень много времени. При нечётном количестве команд, число игровых дней (иГР) соответствует количеству команд, при чётном на один день (игру) меньше.

Количество дней (игр) определяется по формуле: Х= [А (А-1)]/ 2

Где X -- число всех дней проведения (игр), А -- число команд (участников).

Вариант 1

Чётное количество команд (участников) - - 6.


Вариант 2

Для чередования игр на своём и чужом поле составляется таблица для нечётного количества команд (в нашем примере 5 команд, если чётное, то + 1). Для этого проводится нечётное количество вертикальных линий по количеству игровых дней (туров). Под первой линией ставится номер 1. Чтобы определить какое количество номеров ставить между линиями и какое число поставить над второй вертикальной линией, чётное число команд (при нечётном + 1) разделить на 2, + 1 и это число записать над второй вертикальной линией.



1 тур

2 тур

3 тур

4 тур

5 тур

1-6

1-5

1-4

1-3

1-2

2-5

6-4

5-3

4-2

3-6

3-4

2-3

6-2

5-6

4-5

Нечётное количество команд (участников) — 5.

1 тур

2 тур

3 тур

4 тур

5 тур

1-0

1-5

1-4

1-3

1-2

2-5

0-4

5-3

4-2

3-0

3-4

2-3

0-2

5-0

4-5

Первый тур составляют п#ры команд (участников), стоящие друг против друга (ц|ифра «О» - - для команды (участника) свободный день от игр). Пары на следующий тур соревнований составляются следующим образом: первая команда остаётся на месте, остальные передвигаются против часовой стрелки-


Далее по стрелкам пишутся номера в возрастающем порядке.

При составлении расписания на первый день, вокруг первой вертикальной линии следует написать номера команд против часовой стрелки


Команды, номера которых расположены под и над вертикальными линиями, будут свободными в этот тур от игры.

При чётном количестве команд к номерам, стоящим под и над чертой, добавляется номер последней команды (6). К номеру, написанному над чертой, добавляем цифру справа, а под чертой - - слева. Сетка выглядит так:


Игровыедни

1 2 3 4 5


1 колонка2 колонка

1                          2

4                          5

2                          3

5                          1

3                          4


3 колонка

3 1

4 2 5



Игровыедни

1 2 3

4 5

Окончательно таблица игр составляется следующим образом: первыми записываются номера, стоящие справа от вертикальной черты, а вторыми — слева.

1 тур

1-6

2 тур

6-4

3 тур

2-6

4 тур

6-5

5 тур

3-6

2-5

5-3

3-1

1-4

4-2

3-4

1-2

4-5

2-3

5-1

Команда, чей номер в таблице стоит первым, является «хозяином поля».

Вариант 3

Этот вариант так же позволяет чередовать встречи на своём поле со встречами на поле соперника. Таблица составляется для нечётного количества команд. В первой колонке записываем игровые дни. Чтобы определить число колонок для составления пар, к числу команд прибавляем 1, делим полученное число на два и получаем количество колонок (5+1=6:2=3). Напротив первого игрового дня по горизонтали записываем номера команд по порядку - 1, 2, 3, затем против второго игрового дня записываем оставшиеся номера - - 4, 5.

Так продолжаем заполнять таблицу.


Затем от последнего календарного дня, справа от цифры, которая стоит в последней колонке и последней строке (5), пишутся цифры в обратном направлении, начиная с цифры 1 в возрастающем порядке, но в первую колонку цифры не пишутся.

Команда, у которой в этот игровой день нет пары, будет свободная от игр.

1 колонка

2 колонка

3 колонка

1

2-5

3-4

4

5-3

1-2

2

3-1

4-5

5

1-4

2-3

3

4-2

5-1

Для чётного количества команд в первой колонке подставляем цифру 6.

В нечётные игровые дни проставляем с правой стороны, а в чётные с левой.

2 колонка

2-5 5-3 3-1 1-4 4-2

колонка

1-6 6-4 2-6 6-5 3-6

Игровыедни

1 2

3 4 5

1

3 колонка

3-4 1-2 4-5

2-3 5-1

Команда, чей номер в таблице стоит первым, является «хозяином поля».


2. СИСТЕМАСВЫБЫВАНИЕМ

Суть этой системы заключается в том, что команда (участник) выбывает из соревнований после первого или второго поражения. Преимущество заключается в том, что в короткие сроки проводятся соревнования с большим количеством команд (участников). Недостаток этой системы в том, что она не даёт возможности определить места всех команд (участников).

Вариант 1    - допервогопоражения

Жеребьёвкой определён номер команды. В протоколе команды располагают в колонку согласно полученным номерам. Рассмотрим число команд кратное 2П, где п степень числа 2 (2,4,8,16,32,64 и т.д.). При этом числе команд они все вступают в игру с первого тура. Первый играет со вторым, третий с четвёртым и т.д. Победители первого тура играют попарно между собой как они записаны в сетке соревнований. Пары образуются сверху вниз. Тур, в котором встречаются 8 команд, называется четвертьфинальным, где 4 - - полуфинальным и где 2 - - финальным. Команды, проигравшие в полуфинале, разыгрывают между собой 3-4 места (в нашем примере 2 и 5).

Если число команд, участвующих в соревнованиях не кратно числу 2П, то ряд команд начинает игры со второго тура. Число же команд, которые начинают игры с первого тура определяется по формуле:

Х=(А~2п)х2

Где X - - число команд начинающих соревнования с первого тура. А -- число всех команд, п -- степень числа 2, которое максимально приближено к числу участвующих в соревновании команд, но меньше его.

Пусть в соревнованиях участвуют 14 команд. Тогда 23=8, а 24=16. По условию подходит 8. Следовательно, п=3. Подставляем его в формулу:

Х=(А-2п)х2=(14-23)х2=(14-8)х2^=6х2=12


Т.0. в первом туре в соревнованиях участвует 12 команд, а 2 команды в этом туре будут свободны от игр.

р1усть в соревнованиях участвует 35 команд. Макси-мапьН0 приближённое число 2П, к числу участвующих команд 6УДегг 2»=32.

tf=(A-2n)x2=(35-25)x2=(35-32)x2=3x2=6

Т.е. в первом туре в соревнованиях участвует 6 команд, а 29 команд в этом туре будут свободные от игр.

после первого тура в соревнованиях должно остаться 2п(2,4,8,16,32,64,128 и т.д.) команд.

длятого чтобы определить, какие команды начинают играть в первом туре, поступают так: команды, имеющие средние номера играют в первом туре, а команды, имеющие крайние номера, со второго. Если команд чётное ко-



Нечётноеколичествокоманд(11)


личество, то сверху и снизу в первом туре свободны от игр равное количество команд. Если команд нечётное число, то снизу не играет в первом туре на одну команду больше, чем сверху. Рассмотрим это на конкретном примере. Пусть в соревнованиях участвует 12 команд. Тогда число участвующих команд в первом туре равно: Х=(А-2п)х2 = (12-23)х2=(12-8)х2=4х2=8 Следовательно, в первом туре в соревнованиях принимают участие команды, номера которых с 3 по 10. Свободны от игр команды, номера которых 1,2,11,12. Чётноеколичествокоманд (12)


В практике, чтобы исключить элемент случайности применяют жеребьёвку с рассеиванием. Так команды 1 и 11 были победителями предыдущего соревнования. Тогда одну команду записываем под первым номером, а вторую под последним. При удачном выступлении эти команды могут встретиться между собой только в последнем туре.

Вариант 2 додвухпоражений

Эта система встречается реже. Она применяется при проведении соревнований с большим количеством участников, когда одна встреча длится относительно короткое время, например, армрестлинг. Рассмотрим её на примере 9 участников.


1  тур

В протокол соревнований участников записывают попарно по результатам жеребьёвки. Если количество участников чётное, то в первом туре в борьбу вступают все участники. Если нечётное, то последний участник вступает в соревнование со второго тура под первым номером. Проигравшему ставится «-», победителю «+». После первого тура все участники продолжают соревнование.

2  тур

вариантКоличество участников нечётное. Участ ника свободного от первого тура записываем под пер вым номером. Далее победителя первой пары участни ков. Победителя второй пары под третьим номером и т.д. под фамилиями победителей первого тура прово дится черта. Под ней записываются фамилии участников проигравших первый тур, начиная с первой пары. Если количество участников нечётное, то последний участник под чертой будет свободным от участия во втором туре.

вариант. Количество участников чётное. В порядке номеров записываем победителей первого тура и прово дим черту. Далее в порядке номеров проигравших. При нечётном числе участников над чертой к ним последним добавляется первый участник под чертой. Остальные проигравшие участники, фамилии которых стоят под чер той выбывают из соревнований.

3  тур

Пары над чертой формируются так: первым - - победитель первой пары над чертой второго тура, вторым - - второй пары и т.д. до последней пары над чертой. Затем снова проводится черта и под ней первым - - фамилия проигравшего в первой паре над чертой во втором туре, вторым - участника второй пары над чертой и т.д. (если во втором туре был участник свободный от соревнований, то его фамилия записывается первой под чертой). После этого в


протокол под фамилией последнего проигравшего над чертой вносятся фамилии победителей пар второго тура под чертой. Проигравшие участники, фамилии которых стоят под чертой выбывают из соревнований.

Далее все туры составляются аналогично третьему. Однако если участники в каком-то туре стоящие под чертой встречаются повторно, то фамилия нижнего в этой паре смещается на номер вниз, фамилию участника, на место которого было внесено изменение, перенести на освободившееся место.

Если над чертой остался один участник, то он выходит в финал, не участвуя в дальнейших турах до того времени пока под чертой не останется также один участник. В финале если побеждает участник над чертой, он и объявляется победителем. Если участник под чертой, то назначается дополнительная встреча, в которой и определится победитель соревнования.



3.   СМЕШАНАЯ  СИСТЕМА

Смешанная система применяется в двух вариантах:

-  когда вначале соревнования проводятся по систе ме с выбыванием, а затем по круговой;

-  когда вначале соревнования проводятся по круго вой системе, а затем по системе с выбыванием.

вариант (волейбол)





4.   ШВЕЙЦАРСКАЯСИСТЕМА

Применяется при проведении шахматных и шашечных соревнований. Заранее оговаривается количество проводимых туров. Кто набрал большее количество очков, тот и выиграл соревнования.

Протоколсоревнований

(наименование)

Всего участников _      _. Дата проведения «_ >>________ г.

Место проведения________________

ПЗ О.

Фамилия,

Орган

Нарастающий итог

Коэффициент

Место

п/

рг

имя

изация

g

по турам

п

к

о.

VO

со я

ш

CL

о.

¥

£|

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Главный судья Главный секретарь

В каждом туре встречаются игроки, набравшие равное количество очков. Соревнования проводятся в основном для чётного количества участников. Невозможность определить места всем участникам ограничивает возможности системы в учебных заведениях.

После жеребьёвки первый номер играет со вторым и т.д. Нечётные номера играют белыми фигурами. За победу начисляется 1 очко, за ничью 0,5 очка, за поражение 0 очков.

Участники, которые набрали одинаковое количество очков, объединяются в отдельные подгруппы. По индивидуальным карточкам в каждой подгруппе проводится жеребьёвка.


Карточкаучастникасоревнований

(наименование соревнований)

Всего участников________

№ п/п

Кол-во туров

№ жребия 1 тура

Фамилия, имя

Разряд

Организация

Противники

Данные участника

Кол-

во

ТУ

ра

Разряд

Фамилия, имя

№ П/П

№ жребия 1 тура

про-тив-ни-

ков

1

2

9

Сначала жеребьёвка проводится в группе участников, набравших большее количество очков. Если в своей очковой группе остаётся один участник или два и более участников, которые играли между собой в предыдущих турах, то проводить жеребьёвку этих участников следует с группой имеющей ближайшее количество очков.

Следует неукоснительно соблюдать следующие правила жеребьёвки участников:

-  участники не имеют права встречаться между со бой дважды. Если это произошло, то жеребьёвка прово дится снова;

-  цвет фигур необходимо чередовать. При равных условиях цвет определяется жеребьёвкой между этими участниками. В исключительных случаях разрешается игра одним цветом фигур более двух партий подряд;

-  во встречах участников, которые имеют разное ко личество очков, тому, у кого число больше в протоколе


регистрировать «спуск», у кого меньше — «подъём»;

—когда участник (каждый раз другой) в последней очковой группе остаётся без соперника, ему фиксируется очко (плюс);

—если жеребьёвка была проведена без противоречия перечисленным правилам для всех очковых групп, она является законченной и вступает в силу.

5.  СИСТЕМА«ВЫИГРАЛ-ПРОИГРАЛ»

Система даёт возможность при минимальных временных и организационных затратах, без деления команд (участников) на подгруппы и без выбывания определить место каждой команды. Ограничением является то, что нужно выбирать виды спорта и соревнования где исключается возможность ничьих между командами и количество команд должно быть равное 2П (в случае, когда количество команд не равно 2П проводится предварительный тур, цель которого свести количество команд к 2П).

Рассмотрим на практических примерах систему «Выиграл - - Проиграл» исходя из количества проводимых туров соревнований. Так для выявления победителя из 2 команд понадобится 1 тур, из 4 команд -- 2 тура, из 8 - 3 тура, из 16 - - 4 тура, из 32 - - 5 туров, из 64 - - 6 туров, из 128 - - 7 туров и т.д.

На соревнования заявлено 32 команды. После проведения жеребьёвки первый номер соревнуется со вторым, третий с четвёртым и т.д. За победу присуждается «В» (выиграл), за проигрыш -- «П» (проиграл).

После проведения 1 тура выявится 2 группы, где 16 команд наберут по «В» и другие 16 по «П».

Во 2 туре и далее в каждом туре в группах, где больше 2 команд проводим жеребьёвку по группам и в новых группах между собой встречаются команды, набравшие по одинаковому количеству «В» и «П». В первой группе окажется 8 команд набравших по 2»В» и 8 команд остав-


шихся с «В». Во второй группе 8 команд наберут по «В» и 8 команд останутся с «П». Следовательно, после второго тура в 1 группе--8 команд набрали по 2»В», во 2 группе — 16 по «В» и в 3 группе — 8 по «П».

В 3 туре в каждой группе проводим жеребьёвку. В 1 группе 4 команды наберут по 3»В», а проигравшие останутся с 2»В». Во 2 группе8 команд наберут по 2»В» и 8 команд останутся с «В». В 3 группе 4 команды наберут по «В» и 4 останутся с «П». Следовательно, после 3 тура в 7 группебудет 4 команды с 3»В», во 2 группе- - 12 с 2»В», в 3 группе- 12 с «В» и в 4 группе --4с «П».

На основании предлагаемой таблицы можно проследить динамику комплектования групп в зависимости от количества команд и туров (от 2 до 128 команд).

Порядок определения мест для команд следующий: первое место занимает команда, которая никому не проиграла. Затем определяются места для команд с одним поражением, далее с двумя и т.д. по типовому правилу для соревнований «в случае равенства очков у двух и более команд первенство определяется по лучшим показателям из Положения о соревновании... «. Это разность забитых и пропущенных мячей, количество забитых мячей, результат игры между теми командами, которые встречались между собой и т.д. Команда, имеющая лучшие показатели занимает более высокое место.

Похожая система «Обратная система кубковых соревнований» предложена учителем физической культуры гимназии № 8 г. Дубна Московской области В. А. Ле-пешкиным («Физическая культура в школе» № 4, 2000г.).


Туры

К-во команд

Группы

«П»

«В»

2»В»

3»В»

4» В»

5»В»

6»В»

7»В»

1

2

1

1

4

2

2

8

4

4

16

8

8

32

16

16

64

32

32

128

64

64

2

4

1

2

1

8

2

4

2

16

4

8

4

32

8

16

8

64

16

32

16

128

32

64

32

3

8

1

3

3

1

16

2

6

6

2

32

4

12

12

4

64

8

24

24

8

128

16

48

48

16

4

16

1

4

6

4

1

32

2

8

12

8

2

64

4

16

24

16

4

128

8

32

48

32

8

5

32

1

5

10

10

5

1

64

2

10

20

20

10

2

128

4

20

40

40

20

4

6

64

1

6

15

20

15

6

1

128

2

12

30

40

30

12

2

7

128

1

7

21

35

35

21

7

1


6.   «КОМБИНИРОВАННАЯ»СИСТЕМА

Эта система активно применялась в конце 80-х годов учителями физической культуры Заводского района г. Минска.

К примеру, в Положении о соревновании оговаривается:

1.   количество видов соревнований и участников в них:

1.1.  подтягивание -- 5;

1.2.  подъём переворотом -- 5;

1.3.  броски мяча снизу вперёд с прямоугольника 1x2 м э;

1.4.  прыжки в длину с места (следующий участник начи нает свой прыжок с места приземления предыдущего) - - 5;

1.5.  жим гири 24 кг — 5;

1.6.  перетягивание каната - - 7;

1.7.  лазание по канату на время без помощи ног   - 5;

1.8.  мини-футбол --2 тайма по 5 минут без перерыва — 4 (1+3).

2.  программа проведения видов соревнований и си стема подсчёта результатов в каждом виде:

2.1.  Одновременно начинаются в школьном зале со ревнования по подтягиванию» подъёму переворотом, жиму гири (сумма результатов каждого участника), лаза нию по канату (сумма времени каждого участника);

2.2.  Также одновременно начинаются соревнования по прыжкам в длину с места (результат команды), брос кам мяча снизу вперёд (сумма результатов каждого учас тника);

2.3.  Перетягиванию каната (до двух побед по систе ме с выбыванием и стыковыми встречами);

2.4.  Мини-футбол (по системе с выбыванием и сты ковыми встречами).

3.  Состав команды — 20 спортсменов.

4.  Приоритетные виды соревнований в случае равен ства суммы мест: подтягивание, подъём переворотом, жим гири, лазание по канату, прыжки в длину с места.



Всего, учитывая каждый вид, должно было бы выступать 41 учащийся, но состав команды оговорен в количестве 20 человек. Право учителя на любой вид, против любой команды выставить любого спортсмена.

Все школы Заводского района г. Минска (30) разбивались на 8 подгрупп по 3-4 команды согласно регионам проживания. С каждой подгруппы по 2 команды выходили в полуфинал, где формировались, согласно регионам проживания, 4 полуфинальные подгруппы из 16 команд и победители этих подгрупп выходили в финал.

Места команд определяются по наименьшей сумме мест набранных ими во всех видах соревнований. В случае равенства суммы мест у двух и более команд первенство определяется по наибольшему количеству первых, затем вторых и далее мест. Если и при этом не удастся расставить все команды по своим местам, вступает правило первенства той или иной команды исходя из лучших результатов в приоритетных видах соревнований.

ОСОБЕННОСТИОРГАНИЗАЦИИКРУГЛОГОДИЧНОЙ СПАРТАКИАДЫУЧРЕЖДЕНИЯОБРАЗОВАНИЯ

Спортивные соревнования круглогодичной спартакиады учреждения образования проводятся в соответствии с годовым календарным планом. Приводим примерную форму календарного плана.


Количество участни-

Вид спорта, наименова-

Время про-

Место про-

Возраст

ков от класса: юн. +

п/п

ние мероприятия

ведения

ведения

участни-

дев;

ков

зачёт по количеству

участников

1

2

3

4

5

6

Спортивно-массовые и

физкультурно-

По отдельно-

14

оздоровительные меро-

му плану

приятия в дни осенних ка-

никул

Смотр уровня физической

Все уч-ся основной и

подготовленности (СУФП)

подготовительной

15

«Олимпийские надежды Беларуси» (День прыгуна)

15.11

Спортзал УО

Все уч-ся 6-7 лет

мед.групп (разрешённые виды); зачёт

-  Прыжки в длину с/м

по среднему баллу

класса

16

16.11

Все уч-ся

8-9 лет

СУФП «Олимпийские наде-

17

жды Беларуси» (День

22 11

— » —

Все уч-ся

спринтера) -

6-9 лет

Челночный бег 4x9 м

18

23.11

Все уч-ся

10-13 лет

19

-»-

24.11

— » —

Все уч-ся

14-17 лет

Количество участни-

№ п/п

Вид спорта, наименование мероприятия

Время проведения

Место проведения

Возраст участников

ков от класса: юн. ••)-дев; зачёт по количеству

участников

1

2

3

4

5

6

СУФП «Олимпийские наде-

20

жды Беларуси» (День гимнаста) -

06.12

Все уч-ся

6-9 лет

Подтягивание (юн.), под-

нимание тул  (дев.)

21

07 12

Все уч-ся

10-13 лет

22

08.12

-»-

Все уч-ся

— » —

14-17 лет

Спортивно-массовые и

физкультурно-

По отдельно-

23

оздоровительные меро-

му плану

приятия в дни зимних ка-

никул

24

Зимнее многоборье допризывника (первенство УО)

04-06.02

Спорткомплекс УО

15-16 лет

25

-»-

-»-

— » —

17-13 лет

— »—                  ,

26

Лыжные гонки (День здо-_ровья)

08.02

Парк им. Горького

П-2 кл.

— »—                  .

I

27

-»-

09.02

-»-

3-4 fOi

j

28

-»-

10.02

I ------  : ---------------------------------------------  . ------------------------------------------------  

5-6 кл.

-»•-                  j


№ п/п

Вид спорта, наименование мероприятия

Время проведения

Место проведения

Возраст участников

Количество участников от класса: юн. + дев; зачёт по количеству участников

1

2

3

4

5

6

27

Лыжные гонки (День здоровья)

09.02

Парк им. Горького

3-4 кл

-»-

28

-»-

10.02

-»-

5-6 кл.

-»-

29

-»-

11.02

-»-

7-8 кл.

-»-

30

-»-

12.02

-»-

9-10 кл.

-»-

31

-»-

13.02

-»-

11-12 кл.

-»-

32

Настольный теннис (первенство УО)

15-18.02

Спортзал УО

5-6 кл.

3+3

33

-»-

-»-

-»-

7-8 кл.

3+3

34

-»-

-»-

-»-

9-10 кл.

3+3

35

-»-

-»-

-»-

11-12 кл.

3+3

36

Мини-баскетбол (первенство УО)

01-05.03

-»-

5-6 кл.

8+8

37

Баскетбол (первенство УО)

09-22.03

-»-

7-8 кл.

8+8

38

-»-

-»-

-»-

9-10 кл.

8+8

39

-»-

-»-

-»-

11-12 кл.

8+8

40

Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия в дни весенних каникул

По отдельному плану

41

Летнее многоборье допризывника (первенство УЗ)

04-06.04

Спорткомплекс УЗ

15-16 лет

Все уч-ся ОМГ. ПМГ (разрешённые виды); зачет по среднему баллу

№ п/п

Вид спорта, наименование мероприятия

Время проведения

Место проведения

Возраст участников

Количество участников от класса: юн. + дев; зачёт по количест-

42

Летнее многоборье допризывника (первенство УЗ)

04-06.04

Спорткомплекс УЗ

17-18 лет

Все уч-ся ОМГ, ПМГ (разрешённые виды); зачёт по сред-

43

СУФП «Олимпийские надежды Беларуси» (День спринтера) -Бег 30 м

12.04

Стадион УЗ

Все уч-ся 6-9 лет

» —

44

СУФП «Олимпийские на-дежды Беларуси» (День спринтера) -Бег 60 м

13.04

— »—

Все уч-ся 10-14 лет

— » —

-45    I

СУФП «Олимпийские надежды Беларуси» (День спринтера) -Бег 100 м

<З.О4

-»-

Все ум-£у? 15-17 лет

Все уч-ся 6-9 лет

— »—

46

СУФП «Олимпийские надежды Беларуси» (День метателя) -Метание мяча

14.04

— » —

— » —

47

— »—

15.04

— » —

Все уч-ся 10-13 лет

— » —

48

— » —

16.04

-»-

Все уч-ся 14-17 лет

— »—


Похожие материалы

Информация о работе