Формирование и поддержание правильной осанки у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Возможные причины неправильной осанки

Страницы работы

12 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Н. М. Гузов, кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных игр и гимнастики факультета физической культуры и спорта, А. О. Маркович, студентка (Витебский государственный университет им. П. М. Машерова)

ФОРМИРОВАНИЕИПОДДЕРЖАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙОСАНКИУДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО   И   МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО   ВОЗРАСТА

Осанка — это привычное непринужденное положение тела человека, которое он сохраняет стоя, сидя, при ходьбе и т. д. Правильная осанка в основной стойке выглядит так: голова держится прямо, плечи свободно опущены, слегка отведены назад и находятся на одном уровне, живот подтянут, грудь немного выступает, ноги выпрямлены. Она характеризуется: прямым расположением головы; симметричностью плечевого пояса; симметричным расположением гребней подвздошных костей; одинаковой длиной ног; правильным развитием сводов стопы (они не должны провисать); равномерной волнообразнос-тью спины; одинаковой формой треугольников талии, образуемых боковыми поверхностями туловища и внутренними поверхностями опущенных рук; симметричностью обеих лопаток; нормальной формой грудной клетки.

Особое значение для формирования правильной осанки имеет равномерное развитие всех групп мышц, особенно удерживающих позвоночник, и умение учащихся владеть навыками управления своим телом.

Строение и функционирование двигательного аппарата человека во многом определяют его телосложение и осанку, которые могут быть правильными или иметь отклонения от нормы. При этом они зависят от состояния скелета, развития мускулатуры, особенностей трудовой деятельности и образа жизни, наследственности, возраста, пола.

Для формирования правильной осанки решающее значение имеет рациональный режим: разумный распорядок дня с правильным чередованием труда, отдыха, сна и полноценным питанием, с выполнением физических упражнений и использованием средств закаливания организма. В основном осанка определяется натяжением мышц и связок, окружающих позвоночный столб. Она гармонично связана с внешним обликом, телосложением человека (рис. 1).

Рис.   1.  Осанкааправильная;  бпрогнутая; в— сутулая;  г— наклонная; д— изогнутая

Различные причины (неправильная посадка в школе и Дома, несоответствие мебели росту, малоподвижность, продолжительный сон в одной позе в мягкой кровати и др.)

Рис. 2.  Виды осанки:  анормальная;  бвыпрямленная;

вкифотическая;  г — лордическая; д— сутуловатая;

е— сколическая могут негативно влиять на формирование осанки детей (рис. 2).

У детей младшего школьного возраста встречаются различные изменения формы позвоночника: сколиозы - - боковые искривления позвоночника; лордозы - - переднезад-ние искривления позвоночника; плоская спина выпячивание вперед грудной клетки; сутуловатость - - образование круглой спины.

Для формирования правильной осанки выполняются специальные упражнения, которые заставляют мышцы принимать правильную осанку при стоянии, сидении, ходьбе, других видах деятельности. Регулярно повторяя их, дети формируют и закрепляют навык правильной осанки, учатся рационально и эффективно управлять двигательными действиями.

При составлении комплексов гимнастических упражнений для формирования правильной осанки и исправления дефектов позвоночника и свода стопы следует придерживаться следующих правил.

1.  В начале комплекса принимать и  3—5 с фик сировать позу правильной осанки.

2.  Выполнить   2—3  упражнения  общего  воздей ствия на организм учащихся.

3.  Включить  в  комплекс   3—5  упражнений  для развития  мышечных  групп  плечевого пояса,   спины, брюшного пресса, ног.

4.  Повторить  упражнение  на  ощущение  правиль ной осанки.

5.  Выполнить  3—5  упражнений для  исправления имеющихся дефектов осанки.

6.  Закончить   комплекс   2—3   упражнениями   на ощущение правильной осанки.

7.  Дозировку  упражнений  по  времени  и  количе ству повторений варьировать с учетом половозрастных, индивидуальных  особенностей,   физической  подготов ленности и состояния здоровья учащихся.

Главным условием при формировании правильной осанки и исправлении ее дефектов является регулярность и систематичность занятий физическими упражнениями. Перед их началом необходимо доступно рассказать занимающимся о правильной осанке, средствах ее формирования и поддержки, после чего разучить следующие упражнения.

1.  Стоя   перед   зеркалом   спиной   к   стене,   касаясь   ее затылком,   лопатками,   ягодицами   и   пятками,   напрячь мышцы   спины,   запомнить  это   положение  и  сохранить  в течение  5—7  с.

2.  Отойдя от стены  на 2—3  шага,  сохранять эту позу в течение   3—5   с.   Упражнения   1   и   2   повторить   2—4 Раза,  контролируя  правильность осанки  в  зеркале.  Дыха ние произвольное.

3.  То же,  но  отойдя от стены.  Поднять  руки  вперед,  в стороны,  вверх  и снова принять положение правильной °санки      •  держать  5—7  с.   Затем  стать  к  стене,   прове рить принятую позу и продержать ее 5—7 с.

4.  Произвольно, по ощущению принять правильную осан ку,  обозначить ее  в течение 3—5 с,  вновь стать к стене, проверить и фиксировать данную позу в течение 5—7 с.

5.  Стоя   спиной   к  стене  в   позе  правильной  осанки, поднять руки в стороны, вверх, опустить их вниз, согнуть правую и левую ногу вперед,  не нарушая позы  правиль ной  осанки.

Похожие материалы

Информация о работе