Психологические проблемы взаимоотношений в педагогическом коллективе школы. Основные функции педагогического коллектива

Страницы работы

7 страниц (Word-файл)

Содержание работы

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ШКОЛЫ

Многообразные межличностные отношения людей всегда были включены в систему общественных отношений, которые, как отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, воссоздаются в личном отношении индивидов друг к другу. При этом общественные отношения не просто отражаются в личностных, но и доминируют.

Возникают и складываются межличностные отношения на основе определенных чувств, появляющихся у людей друг к другу. Эти чувства могут сближать и разъединять людей, способствовать или препятствовать решению стоящих перед ними задач. Вместе с тем все взаимоотношения   опосредуются   совместной   деятельностью.   Не зависимо от положительного или отрицательного отношения друг к другу люди, осуществляя совместную деятельность, общаются между собой, вступая в деловые отношения, оказывая тем самым друг на друга прямое или косвенное влияние.    

Особую психологическую роль система многообразных взаимоотношений играет в педагогическом коллективе школы, что обусловливается, во-первых, высокой социальной значимостью педагогической деятельности; во-вторых, ее спецификой—напряженностью ритма, возможностью неожиданных изменений обстановки, возникновения стрессовых ситуаций и др.

Взаимоотношения, которые складываются в педагогическом коллективе школы, существенным образом влияют на стиль деятельности учителей, их поведение, эмоциональный микроклимат, отражаются в образе мыслей, поступках, чувствах каждого педагога.

Структуру взаимоотношений в педагогическом коллективе школы можно рассматривать с разных сторон. В них различаются отношения симпатии, безразличия и антипатии, уровень коммуникативности членов педколлектива. Возможен также и функциональный подход, когда взаимоотношения рассматриваются с учетом должностного статуса каждого члена коллектива  (директор, заместитель, организатор, классный руководитель и т. д.). Однако при любом подходе прежде всего важно установить уровень развития самого педагогического   коллектива,   степень   его   социальной   зрелости.

Далеко не всякая группа учителей работающих в одной школе, может быть названа коллективом в строго научном смысле этого слова. В психологии условно выделяется несколько критериев, определяющих степень развития социальной зрелости групп — от диффузной группы до сформированного коллектива. Коллектив— это, во-первых, организационное единство, выражающееся в деловом и личном взаимодействии членов группы; во-вторых, психологическое единство, включающее интеллектуальное единство (мнения, взаимопонимание в процессе деятельности), эмоциональное единство преобладание определенного настроя, стремление членов группы к сопереживанию события), волевое единство (способность преодолевать трудности, сдерживать свои чувства, когда этого требуют интересы дела, проявлять решительность). Для коллектива характерны подготовленность, характеризуемая опытом совместной деятельности, уровнем знании, и направленность деятельности, выражающийся в том, какие интересы ее определяют, на достижение каких результатов она ориентирована.

В зависимости от уровня организационного и психологического единства, подготовленности группы и направленности ее деятельности различаются: номинальные группы, 'существующие лишь формально; группы-ассоциации, где при наличии общей цели действия каждого члена группы носят преимущественно индивидуальный характер; группы-кооперации, отличающиеся единством цели и деятельности, развитым организационным единством при отсутствии достаточно выраженных психологических связей. И наконец, группы-коллективы, характеризуемые общественно значимой направленностью дел, высоким уровнем подготовленности, организационным и психологическим единством, т. е. всеми основными признаками социальной зрелости.

Коллектив представляет особую форму взаимоотношений людей друг с другом, обеспечивающую развитие личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива в целом. Это обеспечивается активным характером отношений людей на базе общей деятельности, осуществляемой во имя достижения социально важной цели.

Наиболее целостное научное определение понятия коллектива дает А. В. Петровский: «Коллектив — это организованная группа, в которой члены объединены общими ценностями, целями и задачами деятельности, значимыми для группы в целом и для каждого ее члена в отдельности, где межличностные отношения опосредуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности».

В сформированном коллективе возникает ценностно-ориентационное единство, которое характеризуется уровнем или степенью совпадения оценок, мнений, установок и позиций группы по отношению к объектам (лицам, явлениям, задачам, идеям), наиболее значимым для группы в целом.

Межличностные отношения имеют различную психологическую природу и образуют разные уровни, или слои, как поверхностные, так и глубинные, групповой активности в коллективе.

Первый (поверхностный слой) взаимоотношений в коллективе характеризуется признаками, связанными с их происхождением из диффузной группы (симпатии и антипатии,     эмоциональная     привлекательность     индивидов, групповая совместимость, внушаемость и т. д.). Второй (глубинный слой) групповой активности образуют собственные признаки коллектива как общности людей, где их отношения и взаимодействие опосредуются содержанием совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями, которые в конечном счете определяются общественным строем. Это слой собственно коллективистских взаимоотношений.

Похожие материалы

Информация о работе