«Еще глубже рассмотренных слоев межличностной активности в коллективе... должен прощупываться каркас связей и отношений «ответственной зависимости»—специфическая характеристика, определяемая его конкретной целенаправленной деятельностью». Этот третий слой образует совокупность групповых характеристик, вытекающих из основной функции коллектива как своеобразной «клеточки» производственной и общественной жизни. Сюда относятся мотивы и цели совместной деятельности коллектива, его подготовленность к выполнению поставленных перед ним задач, работоспособность, отношение неофициальных лидеров к официальным и, наоборот, устойчивость коллектива ко всему, что может его разрушить, и т. д.
Как и любой социалистический коллектив, педагогический обладает рядом основных функций: трудовой, общественно-политической, социально-бытовой, воспитательной, защитной и саморегулирующей или самоуправляющей. В то же время педагогический коллектив имеет свои особенности. Во-первых, состав его членов характеризуется высоким образовательным, общекультурным, нравственным и политическим уровнем. Во-вторых, этот коллектив формируется на основе особого типа социальной деятельности — деятельности педагогической, отличающейся ярко выраженным творческим характером. В-третьих, эффективность педагогической деятельности в большой степени зависит от стиля и характера взаимоотношений, складывающихся в педагогическом коллективе.
Как и в любом коллективе, в педагогическом коллективе школы объединены люди с разным характером, жизненным опытом и качествами личности, отношением к делу. Если в условиях производственного коллектива настроение, психологическое самочувствие играют важную роль, то в школе при постоянном общении с коллегами по работе и с детьми личностные качества, умение владеть собой приобретают исключительное значение. В педколлективе особенно недопустимы «перемалывание» бытовых мелочей, сведение счетов с коллегами. «Нет ничего опаснее индивидуализма и склоки в педагогическом коллективе,описал А. С. Макаренко,—нет ничего отвратительнее, нет ничего вреднее». На жизненную необходимость соблюдения в педколлективе школы элементарной моральной культуры человеческих взаимоотношений многократно указывал В. А. Сухомлинский, призывая к соблюдению таких норм нравственности, как справедливость, гуманность, честности,, скромность, простота, уважение к труду других, точность, аккуратность, вежливость.
Богатый опыт работы советской школы, многочисленные психолого-педагогические исследования педагогического труда показывают, что работа учителя требует от человека не только высокой идейности, глубоких профессиональных знаний и устойчивых интересов, хорошей ориентации в закономерностях детского развития, обучения и воспитания, но и определенных личностных качеств и характерологических особенностей. Важнейшими из них являются: доброта, искренность, отзывчивость, выдержка, терпение, настойчивость, самообладание, тактичность. При этом абсолютно недопустимы несправедливость, безразличие, неуравновешен-ность, несобранность.
Педагогическая профессия требует не только глубоких специальных знаний, определенных психофизиологических данных, но и высокой идейной убежденности, общей культуры, морально-психологической" готовности к педагогическому труду и потребности в самосовершенствовании. «Педагог отмечал А. В. Луначарский,— должен учиться, но учиться уча... Он в этой самой работе будет с каждым днем становиться светлее, чище, коммунистически моральное и будет подходить к тому типу, который он, может быть, в себе так и не осуществи, но который он осуществит в своих воспитанниках».
Педагогическая профессия относится к числу тех профессий, в которых особую значимость имеют коммуникативные качества, общительность, проявляющиеся в открытости, желании и умении взаимодействовать с другими людьми. Учителю необходимо мастерски владеть средствами установления и поддержания контактов с коллегами и детьми, техникой коммуникаций, умением произвольно управлять ею.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.