Психологические проблемы взаимоотношений в педагогическом коллективе школы. Основные функции педагогического коллектива, страница 4

Стиль руководства оказывает существенное влияние на характер взаимоотношений в педагогическом коллективе— его сплочение, развитие взаимопомощи, или, напротив, расслоение, образование различных группировок. Показательно, что стиль поведения самих педагогов оказывает воздействие на развитие межличностных отношений учащихся. Так, А. А. Бодалев установил, что и группах воспитанников школ-интернатов, где работали педагоги с «демократическим» стилем поведения, дети значительно чаще помогали друг другу, чем в коллективах с «автократическими воспитателями».

Таким образом, от позиции руководителя, от его нравственно-психологических качеств во многом зависит моральный климат в коллективе. Благоприятный психологический климат—необходимое условие нормальной деятельности любого производственного коллектива; он особенно важен в педагогическом коллективе школы, степень дееспособности которого во многом зависит от характера взаимоотношений.

К способам влияния на процесс развития взаимоотношений, имеющий конечной целью формирование сплоченности учителей, относятся психическое заражение, подражание, внушение и убеждение.

Психическое заражение осуществляется через передачу от человека к человеку психических настроений, переживаний, состояний, обладающих большим эмоциональным накалом, способствуя усилению сплоченности.

Разновидностью психического заражения является подражание, как внешнее, так и внутреннее. Под влиянием внешнего подражания складываются определенные навыки, манеры, вкусы. А внутреннее — охватывает логику чувств и поведения, психический склад другого человека. При этом подражание не просто копирование, а творческое воссоздание в процессе деятельности людей того или иного образа поведения, личностного отношения.

Важную роль играют внушение и контрвнушение. Внушение — это способ «сколачивания общности в одно целое путем создания общего психического состояния, перерастающего затем в совместную деятельность».

Внушение может быть произвольным и непроизвольным, прямым или косвенным, направленным на одного человека или группу людей с целью передать, свое мнение, свое отношение и настроение. Внушение адресуете не к разуму, не к логике, а действует, как отмечал 13. М. Бехтерев, «путем непосредственного прививания идей, чувствований, не требуя вообще никаких доказательств и не нуждаясь в логике».

Особое значение при этом имеет авторитетности лица, осуществляющего внушение, доверие к нему, или, во всяком случае, отсутствие сопротивления воздействующему влиянию, готовность получить указания,

Огромную роль в сплочении педагогического .коллектива играет убеждение, т. е. сознательно организованное воздействие на психику человека, которое основывается на системе логических доказательств и предполагает осознанное отношение того, кто его воспринимает. Однако убеждение затрагивает не только рациональную, но и эмоциональную сферы личности. Как при внушении, так и при убеждении необходим известный минимум предрасположения слушателя к восприятию и прилитию информации, заинтересованность в ней.

Для того чтобы убеждение было эффективным, оно должно вестись с учетом индивидуально-психологических особенностей людей, быть объективным, последовательным, логичным, содержать как принципиальные положения, так и конкретные факты, примеры. Внушая другим, сам убеждающий должен глубоко верить в то, что он сообщает.

Все вышеприведенные способы управления развитием взаимоотношений направлены в конечном счете на согласование общественных, групповых и личных интересов. Совпадение общественных и личных интересов обеспечивает соответствующую организацию педагогической деятельности — творческой, совместной деятельности учителей,    направленной   на   воспитание    нового   человека.