Психологические проблемы взаимоотношений в педагогическом коллективе школы. Основные функции педагогического коллектива, страница 3

Материалы многочисленных психолого-педагогических и социально-психологических исследований свидетельствуют, с одной стороны, об испытываемом дефиците общения, недостатке нежности и теплоты во взаимоотношениях. Той —определенная часть учителей не стремится развевать свои коммуникативные качества.

Как показывают исследования, проведенные среди учителей—слушателей курсов при институтах усовершенствования, многие педагоги предъявляют к окружающим более высокие требования, чем к себе, то обстоятельства создает определенные трудности для развития. Члены педколлектива — люди с уже сложившейся системой ценностей и норм,, установок и стереотипов, оценок и самооценок. И если не объединить их в действительно сплоченный коллектив, то не может быть и    речи    об   успешной    учебно-воспитательной    работе в школе.

При всей значимости роли каждого педагога главное в деятельности школы—слияние усилий отдельных учителей в единое целое, имя которому—педагогический коллектив. Этот коллектив «живет вечно — столько, сколькоживет школа. И именно от того, насколько мудро, бережно, заботливо укрепляется из года в год этот главный корень школы, зависит,—по обоснованному утверждению В. А, Сухомлинского,—ее сила как очага воспитания...» Высокий трудовой и морально-политической активности членов педколлектива способствует непринужденная атмосфера общения его членов, активное обсуждение разнообразных производственных вопросов при уважительном отношении к мнению друг друга. Педагогический  коллектив,,  теплые   и  доброжелательные   взаимоотношения   в  нем,   деловая   взаимопомощь, честность и принципиальность являются, как показывают? социально-психологические исследования, важным источником   радости   учителей.   Важным,, но... стоящим на втором по значимости месте. Первое же место по радости, приносимой учителю, занимает работа с детьми, успехи в их обучении и воспитании, т. с. сам 1 процесс -.педагогического труда. Именно этот труд, общие педагогические заботы, совместное  преодоление трудностей  являются наиболее действенной основой формирования сплоченного педагогического коллектива.

На основе совместной педагогической деятельности изменяется, проходит различные этапы развития учительская группа, превращаясь в педагогический коллектив, характеризуемый ценностно-ориентационным единством, которое отнюдь не предполагает совпадения мнений, установок, оценок и позиций членов коллектива во всех отношениях. «Ценностно-ориентационное единство в педколлективе — это прежде всего сближение оценок в нравственной и деловой сфере, в подходе к целям и задачам совместной деятельности».

Уровень, развития педагогической деятельности как основы развертывания многоплановых взаимоотношений учителей требует целенаправленного управления. И, осуществляя руководство школой, ее коллективом, необходимо главное внимание уделять не столько выявлению личностных симпатий или антипатий, существующих между учителями, сколько организации их творческой деятельности.

Определяющую роль в организации целенаправленной деятельности учителей играет директор школы. «Чтобы из педагогического персонала получились ответственные, серьезные воспитатели, есть только один путь,-—писал А. С. Макаренко,—объединение их в коллектив, объединение вокруг определенной фигуры, центра педагогического коллектива—директора». Специфика работы директора школы состоит в том, что он не только руководит другими педагогами, но и сам является учителем. Причем только являясь хорошим учителем, он может быть хорошим директором. Административное давление — неизбежное следствие недостатка доброжелательности и взаимного уважения руководителя и коллектива. В условиях психологической разобщенности руководитель вынужден искать все более крутые моры воздействия на «непослушных», тем самым ориентируя членов коллектива на роль простых исполнителен, что, в свою очередь, делает не безразличными к Школьной жизни, превращает в пассивных урокодателей.