Система механической записи и воспроизведения. Микрофоны и звукосниматели. Процесс записи на магнитный носитель. Качественные показатели магнитофонов. Лентопротяжные механизмы, страница 4

Переменный шаг записи был запатентован английской фирмой «Колумбия» в 1930 году, но до практической реализации дело дошло лишь в 1952 году. При этом эффективность использования площади пластинки возросла примерно  на 25 %.

Достигается это тем, что на двигатель, перемещающий каретку записывающего резца по радиусу диска, подается сумма напряжений: начального напряжения от источника питания U1и напряжения U2, получаемого путем усиления напряжения с магнитной головки Г1 (рис. 3).

Рис. 3

В нижней части рисунка показан условно магнитофон, с которого считы-вается фонограмма на грамзапись. С головки Г2 сигнал через усилитель поступает на вибратор резца. С головки Г1 сигнал берется с упреждением по времени за счет длины участка лентыDl. Обычно упреждение составляет от 0,5 до 1,0 оборота диска.

При слабом сигнале фонограммы напряжение U2, мало и питание двигателя 3 напряжением U1дает малое значение шага звуковой дорожки. Если громкость фонограммы возрастает, то первой это зафиксирует головка Г1 и до прихода этого фрагмента фонограммы до головки записи Г2 двигатель 3 через



8


9


редуктор 2 успеет развести дорожки на большее расстояние. При снижении громкости сигнал U2уменьшится и шаг дорожки вновь сократится.

Внедрение этого способа экономии площади пластинок произошло с появлением так называемых «долгоиграющих» пластинок, когда появилась потребность довести время звучания до 25...30 минут. В СССР и России пластинки с переменным шагом дорожки выпускаются с 1956 года.

1.2. СТЕРЕОФОНИЧЕСКИЕ ГРАМПЛАСТИНКИ

В разное время различными фирмами грамзаписи прорабатывались три идеи технической реализации стереозаписи.

1.  Запись левого и правого каналов по двум независимым канавкам на разных сторонах пластинки.

2.  Запись в одной канавке с механическими способами разделения каналов:

а) один канал пишется за счет глубинного перемещения резца, другой за счет поперечного;

б) один канал пишется на одной стороне канавки, а второй на другой. При этом канавки имеют угол раскрытия 90 градусов.

3.  Запись в одной канавке с частотным разделением каналов (0...12 кГц) и (13...25 кГц).

В результате наилучшим оказался вариант 2б, где обеспечивалась совместимость проигрывания как моно, так и стереопластинок, не требовалось усложнения механической и электрической части проигрывателя.

Для обеспечения развязки между каналами записывающий резец и воспроизводящая игла должны двигаться так, чтобы смещение их по левому и правому каналам происходило под углом 90 градусов (рис. 4).

Рис. 4

1.3. КВАДРОФОНИЧЕСКИЕ ГРАМПЛАСТИНКИ

Основная цель разработчиков квадрофонической записи на грампластинку - улучшить качество воспроизведения, приблизив звучание к натуральному звучанию в концертном зале. Квадро - значит четыре. При этом запись ведется с четырех микрофонов, расположенных как бы «вокруг» слушателя. Соответственно располагаются и акустические системы при воспроизведении, (рис. 5).

5

Рис. 5

На рис. 5 обозначено: LFи RF- передние левый и правый каналы;

LB и RB- задние левый и правый каналы.

Если проблема записи четырех независимых каналов в магнитофоне решается просто (четыре дорожки на ленте), то в грампластинке это представляет большие сложности. После многолетних работ в этой области более жизнеспособными оказались две системы записи: CD - 4 и SQ. Обе эти системы смогли выдержать конкурентную борьбу только потому, что их разработчикам удалось разместить информацию от четырех каналов в одной звуковой канавке (как в стереопластинках).



Система CD4 разработана японской фирмой JVC в 1970 году. Здесь использована идея разделения канавок под углом 90 градусов, как в стереопластинках, но на каждой стороне канавки записывается два сигнала: один - на звуковых частотах, другой - на поднесущей частоте, т.е. с гетеродинировани-ем вверх. Спектральная характеристика записываемых сигналов на одной стороне звуковой канавки приведена на рис. 6.