Этноконфессиональная толерантность как социокультурный феномен. Понятие толерантности и ее формы. Взгляды К. Поппера на толерантность и ее границы, страница 6

По второму вопросу: опираясь на выводы Р. Уильямса, Д. Таусенда, ознакомиться с  базовыми ценностями американской культуры.

Литература к теме контрольной работы:

1.  Громов К. Ценности американской демократии  [электронный ресурс] – Режим доступа :

http://www.nbenegroup.com/democratic/americandemocratic.html.

2.  Гачев Г. Национальные образы мира / Г. Гачев. – М. : Просвещение, 1995. – 500 с.

3.  Гаджиев К. С. Американская нация: национальное самосознание и культура / К. С. Гаджиев. – М. : Наука, 1990. – 200 с.

4.  Смелзер Н. Социология / Н. Смелзер. – М. : Наука, 1994. – 230 с.

Тема 11 Исторические особенности русской культуры

План:

1.  Христианско-православное начало русской культуры.

2.  Русский национальный характер : противоречивость «русской души».

Методические указания:

По первому вопросу: указать, что выбор христианства в его православной, греко-византийской форме позволил Руси остаться независимой как от Востока, так и от Запада, способствовало развитию просвещения, науки,  юридических норм.

По второму вопросу:  составить общее представление о русском национальном характере, основываясь на идеях великих русских философов: Н. А. Бердяева, Н. Я. Данилевского, К. Д. Кавелина.

Литература к теме контрольной работы:

1.  Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли 19 и начала 20 века / Н. А. Бердяев. – М.: Мысль, 1990. – 200 с.

2.  Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма / Н. А. Бердяев. – М.:  Просвещение, 1990. – 167 с.

3.  Данилевский Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. – СпБ.: Глаголь, 1995. – 380 с.

4.  Кавелин К. Д. Наш умственный  строй / К. Д. Кавелин. – М.: Наука, 1989. – 405 с.

Тема 12 Особенности японской национальной культуры

План:

1.  Японский образ жизни: основные составляющие.

2.   Базовые принципы японского канона красоты.

Методические указания:

По первому вопросу: обратить внимание на основные этнокультурные стереотипы поведения японцев: «Всему свое место» (четкая регламентация поведения в различных ситуациях) и «долг чести – гири» (постоянная забота  о своей репутации). Уяснить, что сложные и многочисленные правила японского этикета неукоснительно выполняются потому, что нарушение может быть воспринято как неуважение к человеку.

По второму вопросу: указать, что японцы стремятся жить в гармонии с окружающим миром, что напрямую отражается в их культурной жизни, искусстве, базирующихся на 4 составляющих: саби, ваби, сибуй и юген.

Литература к теме контрольной работы:

1.  Овчинников В. В. Ветка сакуры / В. В. Овчинников. – М.: Молодая гвардия, 1971. – 224 с.

2.  Берндт Ю.  Лики Японии / Ю. Берндт.  – М.:  Наука, 1988, - 134 с.

3.  Васильев Л. С. История религий Востока / Л. С. Васильев.  –  М.: Наука, 1983, - 170 с.

4.  Гришилева Л. Д. Формирование японской национальной культуры в 15-20 вв. / Л. Д. Гришилева. – М.: Наука, 1986. – 288 с.

5.  Тавровский Ю. И. Загадки японского духа / Ю. И. Тавровский. – М.: Мысль, 1989. – 200 с.

Тема 13 Религиозность как внутреннее состояние человека

План:

1.  Религиозность и  ее роль в процессе самоидентификации личности.

2.  Измерение  и типология религиозности личности.

Методические указания к теме контрольной работы:

По-первому  вопросу: необходимо изучить феномен религиозности, конкретизировав данное понятие  в двух аспектах: степени религиозности и характера религиозности.

По второму вопросу: подробно остановиться на пяти основных составляющих религиозности: религиозном опыте, религиозной вере, культе, знании религии, влиянии религиозных мотивов на поведение индивида. Рассматривая проблему типологии религиозности,  ознакомиться с типологией И.Н. Яблокова, Г. Ленски, Г. Олпорта.

Литература к теме контрольной работы:

1.  Яблоков И.Н. Методологические проблемы социологии религии / И. Н, Яблоков. - М.: Издательство МГУ, 1972.  –  С.19-33.

2.   Гараджа В.И. Религиоведение / В. И. Гараджа.  – М.: Аспект Пресс, 1995. – 351 с.