Этноконфессиональная толерантность как социокультурный феномен. Понятие толерантности и ее формы. Взгляды К. Поппера на толерантность и ее границы, страница 10

1.  Реформация и оформление протестантского течения.

2.  Основные догматы протестантизма и особенности его вероучения.

3.  Лютеранство, кальвинизм, англиканство как течения протестантизма.

Методические указания:

По-первому вопросу: рассмотреть Реформацию как широкое религиозное, социокультурное и общественно-политическое движение, а так же охарактеризовать  личность основателя протестантизма – М. Лютера.

По второму вопросу: проанализировать основные догматы протестантизма: догмат об оправдании одной верой, догмат о милосердии Божьем, признание абсолютного авторитета Священного Писания, а так же три основные особенности культа: принцип «всеобщего священства», принцип «дешевой Церкви», принцип «мирского аскетизма».

По третьему вопросу: охарактеризовать три основных течения протестантизма, особенности их вероучения и современное состояние.

Литература к теме контрольной работы:

1.  Чанышев А. Н. Протестантизм / А. Н. Чанышев. – М.: Наука, 1969. – 200 с.

2.  Портнов Б. Ф.  Кальвин и кальвинизм / Б. Ф. Портнов // Вопросы  истории религии и атеизма. – 1958. – №. 6. – С.23-27.

3.  Соловьев Э. Ю.  Непобежденный еретик : Мартин Лютер и его время / Э. Ю. Соловьев. – М.: Наука, 1984. – 234 с.

4.  Гараджа В. И. Протестантизм / В. И. Гараджа. – М.: Слово, 1971. – 145 с.

5.  Вейш Я. Я. Религия и церковь в Англии / Я. Я. Вейш. – М.: Просвещение, 1976. – 270 с.

Тема 25 Ислам как мировая религия

План:

1.  Общая характеристика ислама.

2.  Жизнь пророка Мухаммада.

3.  Основные положения вероучения ислама. Коран.

Методические указания:

По первому вопросу: охарактеризовать ислам как мировую религию, обратив внимание на неразрывную связь между религиозно-культовой и общественно-политической жизнью исламских стран.

По второму вопросу: остановиться на основных вехах биографии пророка, указав, что основатель ислама, в отличии от Иисуса и Будды,  являлся реальным историческим лицом, не «богочеловеком»,  а главнейшим из пророков.

По третьему вопросу: указать, что в Коране изложены основные положения вероучения ислама ( 5 столпов веры) : Вера в Аллаха,  Вера в предвечность Корана, Вера в пророка Мухаммада, Вера в загробное воздаяние, Вера в божественное предопределение.

Литература к теме контрольной работы:

1.  Бартольд В. В. Ислам / В. В. Бартольд. – М.: Наука, 1970. – 300 с.

2.  Бартольд В. В. Ислам и культура мусульманства / В. В. Бартольд. – М.: Просвещение, 1992. – 260 с.

3.  Массэ А. Ислам / А. Массэ. – М.: Мысль, 1982. – 340 с.

4.  Саидбаев Т. С. Ислам / Т. С. Саидбаев. – М.: Наука, 1990. – 180 с.

Тема  26 Особенности религиозной организации ислама

План:

1.  Ритуальная сторона ислама. Шариат.

2.  Основные течения в исламе.

Методические указания:

По первому вопросу: ознакомиться с основными положениями Шариата, который является сводом норм морали, права, культовых действий, которые регламентируют всю общественную и личную жизнь мусульманина.

По второму вопросу: охарактеризовать два основных течения в исламе: шиитское, суннитское и ваххабитское, историю их возникновения и современное состояние.

Литература к теме контрольной работы

1.  Басилов В. Н. Культ святых в исламе / В. Н. Басилов. – М.: Наука, 1970. – 200 с.

2.  Керимов Г. М. Шариат: закон жизни мусульман / Г. М. Керимов. – М.: Мысль, 1999. – 190 с.

3.  Коровиков А. В. Исламский экстремизм в арабских странах / А. В. Коровиков. – М.: Наука, 1990. – 280 с.

4.  Раджниш О. Тайна: Беседы о суфизме / О. Раджниш. – К.: Днипро, 1998. – 90 с.

Тема 27 Культура поведения (этикет) как фактор этнорелигиозной толерантности

План:

1.  Морской этикет: краткая история возникновения.

2.  Невербальная система общения как составная часть морского этикета.

Методические указания:

По первому вопросу: охарактеризовать основные этапы возникновения этикета как такового и морского этикета в частности, опираясь на факты отечественной истории.