Этноконфессиональная толерантность как социокультурный феномен. Понятие толерантности и ее формы. Взгляды К. Поппера на толерантность и ее границы, страница 5

По второму вопросу: сопоставляя категории «национального характера» и «ментальности», проанализировать последнюю как систему знаний, умений, представлений человека о мире и о себе, приводя конкретные примеры ее проявления в быту и профессиональной деятельности моряка.

Литература к теме контрольной работы:

1.  Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – Спб.: Нева, 1996, - 543 с.

2.  Кон И. С. К проблеме национального характера / И. С. Кон. – М.: Наука, 1974,  – 200 с.

3.  Моисеева Н. А. Менталитет и национальный характер / Н. А. Моисеева, В. И.  Сорокникова // Социс.  – 2003. - №2,  – С. 65-66.

4.  Лебедева Н. М.  Введение в этническую и кросс-культурную психологию / Н. М. Лебедева. – М.: Просвещение, 1999. – 230 с.

5.  Морозов В. А. Деловая психология / В. А. Морозов. – СПб.: Союз, 2000,    – С. 453-469.

Тема 8 Этнические конфликты и методы их предупреждения

План:

1.  Основные факторы, вызывающие этнический конфликт

2.  Основные методы предупреждения этнических конфликтов в многонациональных экипажах.

Методические указания:

По-первому вопросу: указать, что межэтнические конфликт является одним из самых остро протекающих видов конфликтов, которым присущи такие «базовые» как: эмоциональность, алогичность, иррациональность. Указать, что основными источниками такого рода конфликтов являются: наличие этнических стереотипов, особенности семейного воспитания (жестко регламентированные, формальные отношения), превалирование в характере конфликтующих авторитарных качеств.

По второму вопросу: перечислить основные методы предупреждения межэтнических конфликтов, главным из которых является  постоянное расширение знаний  о этнорелигиозных особенностях разных этносов.

Литература к теме контрольной работы:

1.  Егоров Ю. Н. О личностных свойствах, обуславливающих успешность деятельности и психологическую совместимость руководителей судовых подразделений / Ю. Н. Егоров // Психологический журнал. – 1990. – Т.11. - №1. – С. 131-137.

2.  Андреева Г.М. Социальная психология / Г. М. Андреева.  –  М., Наука,  1996. – 200 с.

3.  Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию / В. Г. Крысько, Саракуев Э. А. – М. : Знание,  1996. – 230 с.

4.   Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию / Н. М. Лебедева. – М.: Наука,  1999. – 145 с.

5.  Янов В. И. Очерки к истории украинской этнопсихологии / В. И. Янов. – Мюнхен : УСУ, 1992. – 270 с.

Тема  9  Этнокультурные особенности европейских народов: теоретический аспект

План:

1.  Характеры европейских народов по Э. Канту.

2.  С. Мадариага и его исследование «Англичане, испанцы, французы».

Методические указания:

По первому вопросу: изучить этнокультурные особенности европейских народов в интерпретации Э. Канта. Учитывая, тот факт, что Кант никогда не выезжал за пределы Кенигсберга, необходимо подчеркнуть, что его выводы в полной мере отражают существовавшие в европейской культуре того времени этнокультурные стереотипы.

По второму вопросу: ознакомиться с выводами С. Мадариаги ( в изложении Э. Соловьева)  относительно особенностей национального характера европейцев. Выводы автора основаны на обширной литературной эрудиции автора и его личном знакомстве с жизнью этих народов.

Литература к теме контрольной работы:

1.  Кармин А. Культурология / А. Кармин. – СпБ.: Лань, 2004. – С.84-86.

2.  Кант И. Сочинения/ И. Кант. – М.: Наука, - 1966. – Т.6. – С.565-572.

3.  Соловьев Э. В. Культурология. Очерк теории культуры / Э. В. Соловьев. – М.: Наука, 1994. – 200 с.

Тема 10 Этнокультурный портрет американцев

План:

1.  Авто и гетеростереотипные представления американцев.

2.  Базовые ценности американской культуры.

Методические указания:

По первому вопросу: указать, что в самих Соединенных Штатах царит идеология американизма, базирующаяся на целом спектре авто- и гетеростереотипов. К основным из них относят: предприимчивость, напористость, энергичность, организованность, стремление к личному обогащению, индивидуализм, приверженность ко всему новому.