По второму вопросу: сопоставляя категории «национального характера» и «ментальности», проанализировать последнюю как систему знаний, умений, представлений человека о мире и о себе, приводя конкретные примеры ее проявления в быту и профессиональной деятельности моряка.
Литература к теме контрольной работы:
1. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – Спб.: Нева, 1996, - 543 с.
2. Кон И. С. К проблеме национального характера / И. С. Кон. – М.: Наука, 1974, – 200 с.
3. Моисеева Н. А. Менталитет и национальный характер / Н. А. Моисеева, В. И. Сорокникова // Социс. – 2003. - №2, – С. 65-66.
4. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию / Н. М. Лебедева. – М.: Просвещение, 1999. – 230 с.
5. Морозов В. А. Деловая психология / В. А. Морозов. – СПб.: Союз, 2000, – С. 453-469.
Тема 8 Этнические конфликты и методы их предупреждения
План:
1. Основные факторы, вызывающие этнический конфликт
2. Основные методы предупреждения этнических конфликтов в многонациональных экипажах.
Методические указания:
По-первому вопросу: указать, что межэтнические конфликт является одним из самых остро протекающих видов конфликтов, которым присущи такие «базовые» как: эмоциональность, алогичность, иррациональность. Указать, что основными источниками такого рода конфликтов являются: наличие этнических стереотипов, особенности семейного воспитания (жестко регламентированные, формальные отношения), превалирование в характере конфликтующих авторитарных качеств.
По второму вопросу: перечислить основные методы предупреждения межэтнических конфликтов, главным из которых является постоянное расширение знаний о этнорелигиозных особенностях разных этносов.
Литература к теме контрольной работы:
1. Егоров Ю. Н. О личностных свойствах, обуславливающих успешность деятельности и психологическую совместимость руководителей судовых подразделений / Ю. Н. Егоров // Психологический журнал. – 1990. – Т.11. - №1. – С. 131-137.
2. Андреева Г.М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М., Наука, 1996. – 200 с.
3. Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию / В. Г. Крысько, Саракуев Э. А. – М. : Знание, 1996. – 230 с.
4. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию / Н. М. Лебедева. – М.: Наука, 1999. – 145 с.
5. Янов В. И. Очерки к истории украинской этнопсихологии / В. И. Янов. – Мюнхен : УСУ, 1992. – 270 с.
Тема 9 Этнокультурные особенности европейских народов: теоретический аспект
План:
1. Характеры европейских народов по Э. Канту.
2. С. Мадариага и его исследование «Англичане, испанцы, французы».
Методические указания:
По первому вопросу: изучить этнокультурные особенности европейских народов в интерпретации Э. Канта. Учитывая, тот факт, что Кант никогда не выезжал за пределы Кенигсберга, необходимо подчеркнуть, что его выводы в полной мере отражают существовавшие в европейской культуре того времени этнокультурные стереотипы.
По второму вопросу: ознакомиться с выводами С. Мадариаги ( в изложении Э. Соловьева) относительно особенностей национального характера европейцев. Выводы автора основаны на обширной литературной эрудиции автора и его личном знакомстве с жизнью этих народов.
Литература к теме контрольной работы:
1. Кармин А. Культурология / А. Кармин. – СпБ.: Лань, 2004. – С.84-86.
2. Кант И. Сочинения/ И. Кант. – М.: Наука, - 1966. – Т.6. – С.565-572.
3. Соловьев Э. В. Культурология. Очерк теории культуры / Э. В. Соловьев. – М.: Наука, 1994. – 200 с.
Тема 10 Этнокультурный портрет американцев
План:
1. Авто и гетеростереотипные представления американцев.
2. Базовые ценности американской культуры.
Методические указания:
По первому вопросу: указать, что в самих Соединенных Штатах царит идеология американизма, базирующаяся на целом спектре авто- и гетеростереотипов. К основным из них относят: предприимчивость, напористость, энергичность, организованность, стремление к личному обогащению, индивидуализм, приверженность ко всему новому.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.