2.3. Характеристика ценообразования предприятия
Предметом ценовой политики торгового предприятия выступает не цена товара в целом, а лишь один из ее элементов — торговая надбавка. Именно этот элемент цены товара характеризует цену торговых услуг, предлагаемых покупателю при его реализации торговым предприятием. И только этот элемент цены с учетом конъюнктуры потребительского рынка, условий своей хозяйственной деятельности, уровня цены производителя и других факторов торговое предприятие формирует самостоятельно.
Формирование механизма своевременной корректировки уровня торговой надбавки может носить характер запланированных и незапланированных отклонений от расчетного уровня торговой надбавки в сторону его уменьшения или увеличения.
Запланированное уменьшение уровня торговой надбавки может регулироваться системой заранее обусловленных скидок с розничной цены мебели, предоставляемых на определенный суммарный объем покупки; постоянным покупателям, имеющим специальную фирменную карточку магазина (табл. 13).
Запланированное увеличение уровня торговой надбавки может регулироваться системой заранее обусловленных размеров увеличения розничной цены мебели: при предоставлении связанных с их покупкой дополнительных торговых услуг. Общая стоимость заказа кухонных гарнитуров складывается из 2 частей: стоимости непосредственно самого кухонного гарнитура и стоимости монтажа в размере 5%. Отказ покупателя от этой услуги лишает его гарантийных обязательств по качеству сборки.
Незапланированное отклонение от расчетного уровня торговой надбавки может вызываться снижением или повышением закупочных цен на мебель; изменением ставок налогообложения торговой деятельности; изменением условий хозяйствования, вызвавшим снижение или повышение уровня издержек обращения.
Таким образом, ценовая политика предприятия заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьировать ими, в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли.
Подход к осуществлению ценовой политики на предприятии должен иметь стратегический характер. Стратегия ценообразования представляет собой выбор предприятия возможной динамики изменения цен на товары в перспективе, наилучшим образом соответствующей основной цели предприятия, на основе использования соответствующих подходов, методов и прицепов реализации политики цен. Мебельный салон использует стратегию ценообразования в рамках товарного ассортимента, то есть цена устанавливается не на один конкретный товар, а на товарную группу с учетом издержек разных товаров.
Формирование свободных розничных цен мебельного салона «Эрал-Стиль» осуществляется затратным методом ценообразования, то есть торговая наценка включает затраты предприятия и прибыль. Рассмотрим ценообразование мебельного салона на примере комплекта мягкой мебели «Оливер» производства фабрики мягкой мебели «Domiano» (таблица 12).
Таблица 12 - Состав и структура цены комплекта мягкой мебели «Оливер»
Элементы цены |
Абсолютные показатели, руб. |
Относительные показатели, % |
Комплект мягкой мебели «Оливер» |
||
Отпускная цена производителя |
55500 |
69,38 |
Торговая наценка: - издержки обращения - прибыль в т.ч. скидка |
24500 10700 13800 |
30,62 13,37 17,25 |
Розничная цена |
80000 |
100 |
Скидка по дисконтным картам |
800 |
1% |
Розничная цена с учетом скидки |
79200 |
- |
По данным таблицы 12 можно сделать следующий вывод, что на комплект мягкой мебели «Оливер» торговая наценка составляет 44,1%. В составе торговой наценки большую долю занимает прибыль предприятия. Это объясняется тем, что фабрика мягкой мебели «Domiano» осуществляет доставку мебели своими силами. Данный факт значительно сокращает транспортные расходы мебельного салона.
Необходимо отметить, что средняя торговая наценка мебельного салона «Эрал-Стиль» составляет 65,5 %. Высокий уровень торговой наценки возможен из-за больших транспортных расходов, а так же завышенного уровня прибыли в целях предоставления скидок покупателям.
Система скидок таблица 13, предоставляемых покупателям мебельного салона «Эрал-Стиль», утверждена руководителем предприятия и действует при предъявлении дисконтной карты вне зависимости от способа оплаты покупки.
Таблица 13 - Система скидок
Размер скидки |
Условия предоставления скидки |
1% |
До 100000 |
2% |
До 200000 |
3% |
До 300000 |
По согласованию с администрацией салона |
Свыше 350000 |
Для наиболее полного анализа товарной политики мебельного салона необходимо определить возможности покупателей и выявить их количество. Для этого методом прямого счета заказов, совершенных в отчетном периоде, было определено количество покупателей по кварталам и в целом год. За тем путем деления общей суммы товарооборота на количество покупателей определили среднею стоимость одной покупки. Результаты оформим в таблицу 14.
Таблица 14 - Анализ средней стоимости одной покупки.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.