Графически распределение товаров на группы А, В, С можно представить в виде кривой Лоренца рисунок 6.
По результатам АВС-анализа можно сделать следующий вывод, что к товарам группы А относятся товарные группы мягкая и кухонная мебель. Они составляют нарастающим итогом 65,6% в общем объеме товарооборота. Для мебельного салона эти группы товаров представляют наибольший интерес. По ним должен особенно тщательно проводиться анализ и планирование товарных запасов, т.е. выставочных образцов, детальный анализ структуры затрат, отслеживаться цены закупок и выполнение договорных обязанностей со стороны поставщиков. К товарам группы В относится корпусная мебель, не превышающая нарастающим итогом 95% в общем объеме товарооборота. Эта группа товаров пользуется меньшим спросом. К товарам группы С относятся обеденные зоны и детская мебель. Однако концентрация усилий на товарах группы А не должна оставлять без внимания группы В и С. По ним могут быть налажены благоприятные хозяйственные связи:
- отсрочка платежа по заказным позициям.
- закуп обеденных зон на распродажах по сниженным ценам.
АВС-анализ позволяет классифицировать товары только с учетом величины спроса и объема реализации. При этом не учитывается неравномерность их реализации, то есть колебания спроса. Для этого проведем XYZ-анализ, позволяющий провести классификацию товаров в зависимости от характера реализации, что повышает точность прогнозов изменения их объема продаж.
За основу XYZ-анализа берутся те же товарные группы, что и при АВС-анализе. Целью проведение такого анализа в мебельном салоне «Эрал-Стиль» является выявление наиболее стабильных товарных групп в зависимости от колебания спроса. Для этого необходимо:
- проранжировать товарные группы;
- рассчитать коэффициенты вариации для каждой товарной группе по кварталам;
- распределить по группам XYZ и отразить результат.
В таблице 20 приведено ранжирование товарных групп методом XYZ-анализа за 2008 г.
Таблица 20 - Ранжирование групп товаров методом XYZ
Товарная группа |
Темп изменения товарооборота, % к прошлому году |
Коэффи-циент вариации |
Категория товара |
||||
I |
II |
III |
IV |
2008 |
|||
Корпусная мебель |
120,9 |
112,4 |
125,3 |
107,8 |
117,1 |
5,89 |
Х |
Мягкая мебель |
111,7 |
132,7 |
107,1 |
121,6 |
117,6 |
8,39 |
Х |
Обеденные зоны |
111,4 |
126,2 |
144,7 |
125 |
125,2 |
9,55 |
X |
Детская мебель |
60,9 |
64,5 |
78,8 |
64,1 |
67,5 |
10,1 |
Y |
Кухонная мебель |
89,5 |
115,9 |
117,3 |
126,5 |
112,5 |
12,25 |
Y |
Итого: |
105,8 |
119,7 |
115 |
118,2 |
114,5 |
4,72 |
- |
Графически распределение товаров по группам X, Y, Z можно представить в виде кривой рисунок 7.
Рисунок 7 - Кривая XYZ-анализа
По итогам XYZ-анализа можно сделать следующий вывод, что наиболее стабильной группой в зависимости от колебания спроса является корпусная мебель. Так же в этот промежуток входят мягкая мебель и обеденные зоны. Спрос на кухонную и детскую мебель имеет существенные перепады, что осложняет прогноз.
Более точный выбор товарных групп в качестве важнейшего объекта управления товарооборотом позволяет обеспечить объединение результатов АВС- и XYZ-анализа. Это происходит путем деления всех товаров на девять групп, каждая из которых имеет две характеристики: доля в товарообороте и неравномерность их реализации рисунок 8.
Категория товара |
X |
Y |
Z |
Уменьшение
контроля за потребностью |
А В С |
Мягкая мебель Корпусная мебель Обеденные зоны |
Кухонная мебель - Детская мебель |
- - - |
Уменьшение точности прогнозирования продаж
Рисунок 8 - Матрица результатов АВС- и XYZ-анализа.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.