Графически распределение товаров на группы А, В, С можно представить в виде кривой Лоренца рисунок 6.
 
          
По результатам АВС-анализа можно сделать следующий вывод, что к товарам группы А относятся товарные группы мягкая и кухонная мебель. Они составляют нарастающим итогом 65,6% в общем объеме товарооборота. Для мебельного салона эти группы товаров представляют наибольший интерес. По ним должен особенно тщательно проводиться анализ и планирование товарных запасов, т.е. выставочных образцов, детальный анализ структуры затрат, отслеживаться цены закупок и выполнение договорных обязанностей со стороны поставщиков. К товарам группы В относится корпусная мебель, не превышающая нарастающим итогом 95% в общем объеме товарооборота. Эта группа товаров пользуется меньшим спросом. К товарам группы С относятся обеденные зоны и детская мебель. Однако концентрация усилий на товарах группы А не должна оставлять без внимания группы В и С. По ним могут быть налажены благоприятные хозяйственные связи:
- отсрочка платежа по заказным позициям.
- закуп обеденных зон на распродажах по сниженным ценам.
АВС-анализ позволяет классифицировать товары только с учетом величины спроса и объема реализации. При этом не учитывается неравномерность их реализации, то есть колебания спроса. Для этого проведем XYZ-анализ, позволяющий провести классификацию товаров в зависимости от характера реализации, что повышает точность прогнозов изменения их объема продаж.
За основу XYZ-анализа берутся те же товарные группы, что и при АВС-анализе. Целью проведение такого анализа в мебельном салоне «Эрал-Стиль» является выявление наиболее стабильных товарных групп в зависимости от колебания спроса. Для этого необходимо:
- проранжировать товарные группы;
- рассчитать коэффициенты вариации для каждой товарной группе по кварталам;
- распределить по группам XYZ и отразить результат.
В таблице 20 приведено ранжирование товарных групп методом XYZ-анализа за 2008 г.
Таблица 20 - Ранжирование групп товаров методом XYZ
| Товарная группа | Темп изменения товарооборота, % к прошлому году | Коэффи-циент вариации | Категория товара | ||||
| I | II | III | IV | 2008 | |||
| Корпусная мебель | 120,9 | 112,4 | 125,3 | 107,8 | 117,1 | 5,89 | Х | 
| Мягкая мебель | 111,7 | 132,7 | 107,1 | 121,6 | 117,6 | 8,39 | Х | 
| Обеденные зоны | 111,4 | 126,2 | 144,7 | 125 | 125,2 | 9,55 | X | 
| Детская мебель | 60,9 | 64,5 | 78,8 | 64,1 | 67,5 | 10,1 | Y | 
| Кухонная мебель | 89,5 | 115,9 | 117,3 | 126,5 | 112,5 | 12,25 | Y | 
| Итого: | 105,8 | 119,7 | 115 | 118,2 | 114,5 | 4,72 | - | 
Графически распределение товаров по группам X, Y, Z можно представить в виде кривой рисунок 7.

Рисунок 7 - Кривая XYZ-анализа
По итогам XYZ-анализа можно сделать следующий вывод, что наиболее стабильной группой в зависимости от колебания спроса является корпусная мебель. Так же в этот промежуток входят мягкая мебель и обеденные зоны. Спрос на кухонную и детскую мебель имеет существенные перепады, что осложняет прогноз.
Более точный выбор товарных групп в качестве важнейшего объекта управления товарооборотом позволяет обеспечить объединение результатов АВС- и XYZ-анализа. Это происходит путем деления всех товаров на девять групп, каждая из которых имеет две характеристики: доля в товарообороте и неравномерность их реализации рисунок 8.
| Категория товара | X | Y | Z | 
 Уменьшение
  контроля за потребностью | 
| А В С | Мягкая мебель Корпусная мебель Обеденные зоны | Кухонная мебель - Детская мебель | - - - | 
 
  
Уменьшение точности прогнозирования продаж
Рисунок 8 - Матрица результатов АВС- и XYZ-анализа.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.