Характеристика ценообразования предприятия. Состав и структура цены комплекта мягкой мебели. Анализ средней стоимости одной покупки, страница 5

Графически распределение товаров на группы А, В, С можно представить в виде кривой Лоренца рисунок 6.

         

По результатам АВС-анализа можно сделать следующий вывод, что к товарам группы А относятся товарные группы мягкая и кухонная мебель. Они составляют нарастающим итогом 65,6% в общем объеме товарооборота. Для мебельного салона эти группы товаров представляют наибольший интерес. По ним должен особенно тщательно проводиться анализ и планирование товарных запасов, т.е. выставочных образцов, детальный анализ структуры затрат, отслеживаться цены закупок и выполнение договорных обязанностей со стороны поставщиков. К товарам группы В относится корпусная мебель, не превышающая нарастающим итогом 95% в общем объеме товарооборота. Эта группа товаров пользуется меньшим спросом. К товарам группы С относятся обеденные зоны и детская мебель. Однако концентрация усилий на товарах группы А не должна оставлять без внимания группы В и С. По ним могут быть налажены благоприятные хозяйственные связи:

- отсрочка платежа по заказным позициям.

- закуп обеденных зон на распродажах по сниженным ценам.

АВС-анализ позволяет классифицировать товары только с учетом величины спроса и объема реализации. При этом не учитывается неравномерность их реализации, то есть колебания спроса. Для этого проведем XYZ-анализ, позволяющий провести классификацию товаров в зависимости от характера реализации, что повышает точность прогнозов изменения их объема продаж.

За основу XYZ-анализа берутся те же товарные группы, что и при АВС-анализе. Целью проведение такого анализа в мебельном салоне «Эрал-Стиль»  является выявление наиболее стабильных товарных групп в зависимости от колебания спроса. Для этого необходимо:

- проранжировать товарные группы;

- рассчитать коэффициенты вариации для каждой товарной группе по кварталам;

- распределить по группам XYZ и отразить результат.

В таблице 20 приведено ранжирование товарных групп методом XYZ-анализа за 2008 г.

Таблица 20 - Ранжирование групп товаров методом XYZ

Товарная группа

Темп изменения товарооборота, % к прошлому году

Коэффи-циент вариации

Категория товара

I

II

III

IV

2008

Корпусная мебель

120,9

112,4

125,3

107,8

117,1

5,89

Х

Мягкая мебель

111,7

132,7

107,1

121,6

117,6

8,39

Х

Обеденные зоны

111,4

126,2

144,7

125

125,2

9,55

X

Детская мебель

60,9

64,5

78,8

64,1

67,5

10,1

Y

Кухонная мебель

89,5

115,9

117,3

126,5

112,5

12,25

Y

Итого:

105,8

119,7

115

118,2

114,5

4,72

-

Графически распределение товаров по группам X, Y, Z можно представить в виде кривой  рисунок 7.

Рисунок 7 - Кривая XYZ-анализа

По итогам XYZ-анализа можно сделать следующий вывод, что наиболее стабильной группой в зависимости от колебания спроса является корпусная мебель. Так же в этот промежуток входят мягкая мебель и обеденные зоны. Спрос на кухонную и детскую мебель имеет существенные перепады, что осложняет прогноз.

Более точный выбор товарных групп в качестве важнейшего объекта управления товарооборотом позволяет обеспечить объединение результатов АВС- и XYZ-анализа. Это происходит путем деления всех товаров на девять групп, каждая из которых имеет две характеристики: доля в товарообороте и неравномерность их реализации рисунок 8.

Категория товара

X

Y

Z

Уменьшение контроля за потребностью

А

В

С

Мягкая мебель

Корпусная мебель

Обеденные зоны

Кухонная мебель

-

Детская мебель

-

-

-

 

Уменьшение точности прогнозирования продаж

Рисунок 8 - Матрица результатов АВС- и XYZ-анализа.