Понятие и сущность менеджмента. Школы менеджмента: школа научного управления, административная, школа человеческих решений, школа количественного подхода

Страницы работы

Содержание работы

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, ВЫНОСИМЫХ НА ЭКЗАМЕН

1. Менеджмент и маркетинг

1.  Понятие и сущность менеджмента. Школы менеджмента: школа научного управления, административная, школа человеческих решений, школа количественного подхода.

2.  Факторы внутренней среды организации. Цели организации. Структура организации (горизонтальное и вертикальное разделение труда). Задачи организации.

3.  Влияние внешней среды на организацию. Среда прямого воздействия. Среда косвенного воздействия.

4.  Понятия и виды организационных решений. Подходы к принятию решений. Модели принятия решений.

5.  Понятие и сущность стратегического управления. Типы стратегий бизнеса. Методы анализа стратегий.

6.  Организация взаимодействия и полномочия. Мотивация деятельности в менеджменте.

7.  Динамика групп и лидерство. Управление человеком и управление группой. Руководство: власть и личное влияние.

8.  Основные понятия маркетинга. Состояние спроса и задачи маркетинга. Товар в маркетинговой деятельности.

9.  Комплексное исследование и сегментация товарных рынков.

10.  Формирование товарной политики и рыночной стратегии. Формирование спроса и стимулирование сбыта.

Рекомендуемая литература:

1.  Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник для вузов – М.: Экономитсъ, 2004. – 528 с.

2.  Дафт Р.Л. Менеджмент: учебник – СПб: Питер, 2001. – 832 с.

3.  Котлер Ф. Маркетинг и менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль – СПб: Питер, 1999. – 896 с.

4.  Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: учебник – СПб: Питер, 2007. – 736 с.

2. Всеобщее управление качеством

1.  Становление концепции TQM. Сравнительная характеристика концепций великих гуру по качеству. Ключевые положения концепций. Определение и направленность качества. Роль потребителя в управлении качеством. Формирование идеологии TQM на основе философии наставников.

2.  Глобальный характер TQM и национальные особенности. Американский опыт управления качеством. Японский опыт управления качеством. Российский опыт управления качеством. Известные системы управления качеством.

3.  Основополагающие принципы TQM. Общая характеристика принципов. Восемь принципов TQM – основа разработки и внедрения СМК в соответствии с требованиями МС ИСО 9000 версии 2000 года.

4.  Ориентация на потребителя как основополагающий принцип TQM. Акцент на стратегическое управление на основе удовлетворения потребителей, мотивации и удовлетворенности заинтересованных сторон. Идентификация потребителей. Внутренние и внешние потребители: отождествление с потребителями, понимания ожиданий  и требований потребителей. Взаимоотношения потребитель-поставщик.

5.  Целевая ориентация TQM на качество. Требования долговременной стратегии в области качества. Роль руководства предприятия в условиях TQM. Права и ответственность, структурирование политики. Лидерство как основополагающий  принцип TQM.

6.  Вовлечение работников как основополагающий  принцип TQM. Зависимость между удовлетворенностью потребителя и удовлетворенностью персонала. Ориентация на работу в командах. Виды работ в командах. Организация работы и роль кружков качества в постоянном улучшении.

7.  Принцип TQM – «Процессный подход». Классификация процессов организации. Концепция управления процессом. Этапы внедрения процессного  подхода. Основные характеристики процесса при его развертывании. Требования к процессам. Исследование, измерение и анализ процессов.

8.  Принцип TQM – «Системный подход». Основная сущность системного подхода. Модель системы менеджмента качества в соответствии с МС ИСО серии 9000 версии 2000 г. Делегирование полномочий и политика рассредоточения в реализации принципа TQM «Системный подход». Значение сбалансированной системы показателей и метода «Хосин канри» в разработке политики, целей и задач предприятия.

9.  Принцип TQM – «Постоянное улучшение». Характеристика основных концепций (подходов) улучшений. Планирование улучшений в условиях TQM. Использование цикла Шухарта-Деминга для улучшения бизнес-процессов. Значение методов 5S, SWOT-анализ и 5W1H для улучшения процессов.

10.  Принцип TQM – «Базирование решений на основе фактов». Критерии качества в организации. Формирование перечня показателей для измерения процессов системы менеджмента качества. Инструменты и методы сбора данных для измерения процессов СМК.

11.  Принцип TQM – «Взаимовыгодные отношения с поставщиками». Сравнительная характеристика современного и традиционного подходов к выбору поставщиков. Порядок и методы выбора поставщиков. Методы оценивания поставщиков. Составление рейтинга поставщиков.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Экзаменационные вопросы и билеты
Размер файла:
73 Kb
Скачали:
0