ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, ВЫНОСИМЫХ НА ЭКЗАМЕН
1. Менеджмент и маркетинг
1. Понятие и сущность менеджмента. Школы менеджмента: школа научного управления, административная, школа человеческих решений, школа количественного подхода.
2. Факторы внутренней среды организации. Цели организации. Структура организации (горизонтальное и вертикальное разделение труда). Задачи организации.
3. Влияние внешней среды на организацию. Среда прямого воздействия. Среда косвенного воздействия.
4. Понятия и виды организационных решений. Подходы к принятию решений. Модели принятия решений.
5. Понятие и сущность стратегического управления. Типы стратегий бизнеса. Методы анализа стратегий.
6. Организация взаимодействия и полномочия. Мотивация деятельности в менеджменте.
7. Динамика групп и лидерство. Управление человеком и управление группой. Руководство: власть и личное влияние.
8. Основные понятия маркетинга. Состояние спроса и задачи маркетинга. Товар в маркетинговой деятельности.
9. Комплексное исследование и сегментация товарных рынков.
10. Формирование товарной политики и рыночной стратегии. Формирование спроса и стимулирование сбыта.
Рекомендуемая литература:
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник для вузов – М.: Экономитсъ, 2004. – 528 с.
2. Дафт Р.Л. Менеджмент: учебник – СПб: Питер, 2001. – 832 с.
3. Котлер Ф. Маркетинг и менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль – СПб: Питер, 1999. – 896 с.
4. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: учебник – СПб: Питер, 2007. – 736 с.
2. Всеобщее управление качеством
1. Становление концепции TQM. Сравнительная характеристика концепций великих гуру по качеству. Ключевые положения концепций. Определение и направленность качества. Роль потребителя в управлении качеством. Формирование идеологии TQM на основе философии наставников.
2. Глобальный характер TQM и национальные особенности. Американский опыт управления качеством. Японский опыт управления качеством. Российский опыт управления качеством. Известные системы управления качеством.
3. Основополагающие принципы TQM. Общая характеристика принципов. Восемь принципов TQM – основа разработки и внедрения СМК в соответствии с требованиями МС ИСО 9000 версии 2000 года.
4. Ориентация на потребителя как основополагающий принцип TQM. Акцент на стратегическое управление на основе удовлетворения потребителей, мотивации и удовлетворенности заинтересованных сторон. Идентификация потребителей. Внутренние и внешние потребители: отождествление с потребителями, понимания ожиданий и требований потребителей. Взаимоотношения потребитель-поставщик.
5. Целевая ориентация TQM на качество. Требования долговременной стратегии в области качества. Роль руководства предприятия в условиях TQM. Права и ответственность, структурирование политики. Лидерство как основополагающий принцип TQM.
6. Вовлечение работников как основополагающий принцип TQM. Зависимость между удовлетворенностью потребителя и удовлетворенностью персонала. Ориентация на работу в командах. Виды работ в командах. Организация работы и роль кружков качества в постоянном улучшении.
7. Принцип TQM – «Процессный подход». Классификация процессов организации. Концепция управления процессом. Этапы внедрения процессного подхода. Основные характеристики процесса при его развертывании. Требования к процессам. Исследование, измерение и анализ процессов.
8. Принцип TQM – «Системный подход». Основная сущность системного подхода. Модель системы менеджмента качества в соответствии с МС ИСО серии 9000 версии 2000 г. Делегирование полномочий и политика рассредоточения в реализации принципа TQM «Системный подход». Значение сбалансированной системы показателей и метода «Хосин канри» в разработке политики, целей и задач предприятия.
9. Принцип TQM – «Постоянное улучшение». Характеристика основных концепций (подходов) улучшений. Планирование улучшений в условиях TQM. Использование цикла Шухарта-Деминга для улучшения бизнес-процессов. Значение методов 5S, SWOT-анализ и 5W1H для улучшения процессов.
10. Принцип TQM – «Базирование решений на основе фактов». Критерии качества в организации. Формирование перечня показателей для измерения процессов системы менеджмента качества. Инструменты и методы сбора данных для измерения процессов СМК.
11. Принцип TQM – «Взаимовыгодные отношения с поставщиками». Сравнительная характеристика современного и традиционного подходов к выбору поставщиков. Порядок и методы выбора поставщиков. Методы оценивания поставщиков. Составление рейтинга поставщиков.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.