Понятие и сущность менеджмента. Школы менеджмента: школа научного управления, административная, школа человеческих решений, школа количественного подхода, страница 2

12.  Стандарты на системы менеджмента качества как метод продвижения концепции TQM в практику. Реализация принципов TQM в требованиях ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и стандартах ИСО серии 14000. Интеграция задач обеспечения качества с задачами бизнеса и интересами общества.

13.  История возникновения и развития международных Премий по качеству. Цели и задачи Премий. Значение Премий Э.Деминга, М.Болдриджа, модели Европейской премии для улучшения деятельности организации  (предприятия).

14.  Премия правительства РФ в области качества. Цель. Модель. Порядок присуждения. Критерии возможностей и критерии результатов в Премии Правительства РФ в области качества. Общая характеристика. Использование принципов TQM в формировании критериев Премии.

15.  Значение самооценки и самодиагностики для деятельности предприятия. Отличия от процедур участия в конкурсе на соискание Премии в области качества и аудитов систем качества. Порядок проведения самооценки как этапа при участии в конкурсе на получение Премии Правительства РФ в области качества.

Рекомендуемая литература:

1.   Глудкин О.П., Горбунов Н.М., Гуров А.И. и др. Всеобщее управление качеством. - М.: Горячая линия - Телеком, 2001. - 600 с.

2.   Окрепилов В.В. Всеобщее управление качеством. – СПб.: Изд-во СПб ун-та экономики и финансов, 1999

3.   Эванс, Джеймс Р. Управление качеством: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации»/ Джеймс Р.Эванс; пер. с англ. Под ред. Э.М.Короткова; Предисл. Э.М.Короткова. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 671 с.

4.   Шадрин А.Д. Менеджмент качества. От основ к практике. – М.: ООО «НТК «Трек», 2-е изд., испр., 2005 – 360 с.

5.   Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. – М.: ОАО  «Типография «Новости», 2000.- 432 с.

6.   Серия «Все о качестве. Зарубежный опыт». - Вып.1-35, 1999-2008гг.

7.   Конти Тито. Самооценка в организациях: Пер. с англ. И.Н. Рыбакова при участии Г.Е.Герасимовой / Научное редактирование В.А.Лапидус и М.Е.Серов. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2000.-328 с.

8.   Бенделл Т. Наставники по качеству. Сборник кратких очерков о самых знаменитых зарубежных деятелях в области качества. Пер. с англ. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2000. – 48 с.

9.   Нив. Г.Р. Пространство доктора Деминга: Пер. с англ. – Т.: Городской общественный фонд «Развитие через качество». 1998 – 336 с.

10. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».

11. ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования».

12. ГОСТ Р ИСО 9004-2001 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности».

  1. Аудит качества

1.  Участники аудита: заказчик, группа аудиторов, проверяемая организация (подразделение). Ответственность, права и обязанности участников аудита. Схема взаимодействия участников аудита. Состав аудиторской группы. Функции членов аудиторской группы. Обязанности сопровождающих и наблюдателей.

2.  Классификация аудитов. Внутренний и внешний  аудит: достоинства и недостатки. Задачи внутреннего аудита систем менеджмента качества (СМК). Область и объект аудита. Схемы обследования объекта аудита: достоинства и недостатки

3.  История становления и развития аудита качества. Цели и достоинства аудита. Философия аудита. Отличительные особенности аудита качества от других видов проверок качества.

4.  Требования к аудитору. Компетентность аудитора: личные качества, знания и навыки, образование, практический опыт, обучение аудиторов и опыт проведения аудита.