Это обстоятельство определяет и специфику законов общества. Законы общества, как и законы природы, объективный по своему характеру. Качественное их отличие в том, что они есть законы человеческой деятельности и общественных отношений, а, значит, затрагивает интересы людей. Поскольку в обществе действуют разные люди, занимающие различное положение, имеющие разные интересы, то социальные законы действуют и проявляются как господствующие, но вероятностные тенденции. Социальное развитие осуществляется как вероятностный процесс зарождения в действительности определенного вида возможностей, дальнейшего выбора одной из них и ее реализация.
История, по словам Маркса, «носила бы мистический характер, если бы «случайности» не играли никакой роли».
Поэтому и процесс социального познания в отличие от познания природы специфичен и обусловлен особенностями объекта и субъекта познания.
1. Социум является самым сложным из объектов познания, ибо представляет собой высшую форму движения материи. В силу этого сущность социальных явлений и процессов обнаруживается гораздо труднее, чем это происходит при исследовании неорганической и органической природы.
2. В социальном познании общество выступает одновременно и как субъект познания и как объект познания: люди творят собственную историю, и они же познают ее.
Если в естествознании субъект и объект познания достаточно разделены и первоначально можно рассматривать предмет сами по себе, абстрагируясь от познающего субъекта. В социальном познании мы имеем дело не с предметами, а с системой отношений, чувств, взглядов, субъектов материального и духовного, объективного и субъективного.
В совокупном субъекте социального познания представлены разные, порой противоположные идеологические позиции, воли, интересы, цели. Поэтому познание самих общественных процессов не может быть абсолютно объективным и несет элементы субъективизма. Ценностные установки субъекта познания включаются в содержание социального знания. Именно об этом гласит и известный афоризм: «Если бы теоремы Пифагора затрагивали кровные интересы людей, они давно были бы опровергнуты».
Нельзя полностью переносить естественнонаучный подход на изучение общественных явлений, хотя некоторые конкретные выводы могут быть пригодны в обществоведении.
3. Социальный мир сложен, многогранен, противоречив и динамичен. Общественное развитие по своей природе процесс вероятностный. Поэтому на основе концепции абсолютности знания не возможно выявить специфику социального знания. Теоретическое постижение сложной социальной действительности должно быть концептуально альтернативным, т.е. не сводиться к формированию единых мнений и оценок, предполагает поиск, конструирование противоборствующих гипотез, концепций. Ключевым принципом социального познания является отказ от однофакторного подхода к обществу и утверждение альтернативного социального анализа.
философский смысл проблемы бытия.
структура бытия: виды, уровни, формы
Понятие «бытие» является исходным философским понятием при осмыслении человеческого мира. Оно отражает убеждение человека в том, что мир существует, и налагает ограничения на его деятельность, вынуждает, заставляет соизмерять с ним свои действия. И не случайно в любой философии проблема бытия занимает центральное место и исследуется в разделе «онтология» (гр. on (ontos) сущее + логия) - учение о сущем.
Человек разумный очень рано задает себе и другим вопросы - кто он такой, каков окружающий его мир, один он или их множество?
Первым выделил категорию бытия и сделал ее предметом философского анализа древнегреческий философ Парменид (540-480). Он утверждал, что бытие неизменно, непрерывно, едино, неподвижно, неделимо. Критикуя Парменида, Аристотель определил: бытие обозначает то, что есть, т.е. множество существующих вещей, и в то же время то, чему причастно все, что есть, то, что мы называем существованием, показав тем самым, что понятие «бытие» является методологической основой и началом философии.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.