3. Это период кризиса греческой культуры. Возникают философские школы, учащие, как жить уединенно, уйдя от участия в общественной и политической деятельности.
Эпикуреизм: главное - научиться быть счастливым. Для этого надо знать свои естественные потребности и удовлетворять только их. От других надо избавляться. Тогда достигаешь равновесия ( атараксии), а тем самым - и счастья.
Стоицизм: главное - жить в согласии с разумом и покориться судьбе (космическому разуму). Тогда человек независим, умеет довольствоваться собой и достигает апатии - отсутствия страстей.
Скептицизм: счастье - результат ответа на 3 вопроса: 1)Что есть окружающие вещи? Этого знать невозможно. 2) Как надо относиться к вещам? Воздерживаться от каких-либо суждений. 3) Какая от этого польза? Это дает устойчивый и невозмутимый покой. 4) Новое звучание приобрели эпикуреизм, стоицизм, скептицизм. Расцветает эклектизм - понятие соединения различных учений.
Последняя крупная философская школа античности - неоплатонизм. Главный ее мотив: первоначало мира непознаваемо средствами разума, а только мистически. Все телесное мешает соединению с божественным разумом, ведет ко злу. Поэтому надо подавлять телесное, быть аскетом и стремиться к достижению душевного экстаза.
общество как саморазвивающаяся система.
социальная структура общества
Общество представляет собой очень сложную систему, развивающуюся на своей собственной основе. Эта идея не отвергается практически никем из мыслителей прошлого и настоящего. Более того, одним из теоретических достижений науки ХХ в. можно считать представление о социальной системе.
Социальная система есть упорядоченная, самоуправляемая целостность множества разнообразных общественных отношений, носителем которых является индивид и те социальные группы, в которые он включен. Как взаимодействуют между собой элементы внутри данной системы? Что позволяет обществу не распадаться при острых конфликтах?
Каждый элемент системы выполняет в нем определенную функцию. Чтобы поддерживать эффективное функционирование системы и ее гибкую адаптацию к изменяемым условиям, в обществе создаются различные социальные институты (нормы, правила, учреждения) «Общественная целостность, как показал исторический опыт, формируется и сохраняется при согласии большинства с принятой в данном обществе системой ценностей и норм.
Наиболее значительную роль в обществе играют экономическая, политическая, социальная структуры.
Экономическая жизнь - важнейшая сфера общества - «прародительница» всех остальных сфер жизнедеятельности общества.
Основой целостности и исторической определенности общества является общественное производство, материальное производство - оно представляет собой общественный процесс производства и воспроизводства социальной жизни, общественных связей, в которые люди вступают в процессе своей жизнедеятельности.
К. Маркс и Ф. Энгельс впервые ввели в социальную философию понятие «способы производства материальных благ», которое отражает существование материального производства в исторически конкретных формах.
В структуре самого материального производства следует различать две взаимоопосредованные подсистемы: а) технологический способ производства -способ взаимодействия людей с предметами и средствами своего труда и по этому поводу между собой в связи с технологическими особенностями производства; б) экономический способ производства - общественный способ взаимодействия производительных сил и производственных отношений, позволяющих обществу нормально функционировать.
Экономический способ производства включает в себя две стороны: производительные силы и производственные отношения.
Производительные силы - это те силы, при помощи которых общество воздействует на природу и изменяет ее. В структуру производительных сил входят и вещественные три компонента: человек, средства труда, предмет труда. Решающим элементом производительных сил является человек. Средство труда - комплекс вещей, которые человек помещает между собой и природой для воздействия на нее. Среди всех средств труда, непосредственно воздействующих на природу, важнейшими являются орудия труда.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.