Диалектика необходимости и случайности показывает несостоятельность фатализма как мировоззрения, рассматривающего каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, рока, судьбы, исключающих свободный выбор и случайность.
В ситуацию, когда явление еще не стало, но может стать причиной, говорят, что в нем заключена возможность превращения в действительную причину. Возможность - это предпосылка того или иного события, его потенциальное существование. Действительность же - это ставшая, реализованная возможность.
Следует различать абстрактную, формальную и реальную, конкретную возможность. Первая характеризует отсутствие принципиальных препятствий (их наличие же говорит о невозможности) для становления объекта, но для ее осуществления нет всех необходимых условий. Для реализации же второй таковые имеются.
Количественная мера возможности выражается с помощью категории вероятность и исследуется в математике в соответствующей теории.
Диалектика возможности и действительности такова: все возможное действительно (т.е. мрожет ею стать), все действительное - возможно (т.е. на новом этапе действительность является основой развития новых возможностей). Эта диалектика раскрывает субъективизм, волюнтаризм, который игнорирует объективные закономерности, связи, действительные потребности развития и руководствуется благими пожеланиями, теми или иными произвольными интересами и т.п.
Знание механизмов развития, отражаемых с помощью категорий диалектики, должно способствовать успеху в теоретической и практической деятельности.
классическая немецкая философия
Социокультурные основания философской мысли в Германии 18 - первой половины 19 века своеобразны и связаны с особенностями социальной и духовной жизни этой страны. Здесь господствовало феодальное производство с его натуральным хозяйством и остатками крепостничества, пестрой сословной структурой, территориальной раздробленностью. В результате 30-летней войны, завершившейся Вестфальским миром в 1648 г. Священная римская империя германского народа распалась на 296 самостоятельных карликовых государств с притязаниями друг к другу. Зарождавшаяся немецкая буржуазия не призывала к изменению существующего правопорядка, видя последствия гражданской войны во Франции. Но если для Франции характерны революционные преобразования в социальной сфере, то для Германии - в духовной.
Во второй половине XYIII в. в Германии возникает мощное литературно-общественное, культурно-просветительской движение «Буря и натиск», направленное против феодализма, деспотизма и произвола, лидерами которого были Лессинг (1729-1781), Гердер (1744-1803), Шиллер (1759-1805), Гете (1749-1832). Символом этого движения был Лаокоон - герой древнегреческого эпоса эпохи троянской войны, задушенный змеями вместе с двумя сыновьями за попытку спасти Трою вопреки воле богов и чья героическая борьба воспета в творчестве и античных, и европейских скульпторов, поэтов и художников. Вершиной духовной революции в Германии стала классическая немецкая философия.
Ее родоначальником являлся И. Кант (1724-1804). В его творчестве выделяется два периода - докритический и критический. Для первого характерен материализм и диалектический подход к проблемам происхождения Сролнечной системы («небулярная теория»), физики, биологии, антропологии. Во второй период Кант, начав с гносеологии, создает сложную онтологическую картину мира, гениально поставив ряд мировоззренческих проблем.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.