При решении первой стороны в философии возникло три основных направления: материализм, идеализм и дуализм.
Материализм, опираясь на выводы естествознания, решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, материального бытия и рассматривает сознание, мышление, духовное как свойство материи, присущее лишь человеческому мозгу и возникшее и развивающееся вместе с ним.
Идеализм утверждает, что сознание, мышление, духовное первично, а материя, природа, физическое - вторично, производно, зависимо. Идеализм неоднороден и в понимании того, что сознание творит мир, распадается на два течения - объективный и субъективный. Объективный идеализм утверждает, что мир есть порождение сознания объекта, некоего надмирового разума - демиурга у Платона в античной философии, Абсолютный Идеи у Гегеля, Бога у неотомистов в современную эпоху. Субъективный же идеализм утверждает, что мир есть порождение сознания субъекта-индивида. Например, крупнейший представитель этого направления Д. Беркли (1685-1753) на вопрос, что такое вишня, отвечал: совокупность моих ощущений - круглости, красности, спелости, вкусности и т.д.
Дуализм - это философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал - духа и материи, идеального и материального. Как утверждает классический представитель этого направления Р. Декарт (1596 - 1650 гг.) между физическим - человеческим мозгом и духовным - человеческим сознанием имеет место так называемый психофизический параллелизм, т.е. ряды взаимодействий, определяющих поведение человека.
При решении второй строки основного вопроса философии - познаваем ли мир? - в истории философии возникло три направления: агностицизм, скептицизм и гносеологический оптимизм. Агностицизм отрицает принципиальную возможность познаваемости объективного мира; на этих позициях, как правило, находятся школы субъективного идеализма. Скептицизм не отрицает напрямую, но ставит под сомнение возможность принципиальной познаваемости мира. Гносеологический оптимизм провозглашает принципиальную возможность познания сущности всех явлений, предметов, процессов объективного мира; на этих позициях стоят все школы материализма и некоторые течения объективного идеализма, но познаваемость мира признают в весьма своеобразной форме.
Следующий структурный элемент философии - понятийно-категориальный аппарат. Ведущими категориями философии являются: «бытие», «материя», «природа», «движение», «развитие», «закон», «отношение», «содержание», «форма», «сущность», «явление», «общее», «единичное» и др. В отличие от понятий частных наук философские категории - предельно общие. Так, если физика оперирует понятиями атом, электрон, элементарные частицы, вещество, поле и т.д., химия - понятиями кислоты, щелочи, химические элементы, катализаторы, ферменты и др., биология - клетка, орган, организм, популяция и др., социология - индивид, группа, коллектив, народ и т.д., то философия использует предельно общее понятие - категория материя, в которой отражается то общее, что присуще физическим, химическим, биологическим и социальным объектам, - быть объективной реальностью.
В науке такой структурный элемент как принцип означает основание некоторой совокупности знаний, исходный пункт для объяснения и руководства к действиям. Философские принципы - предельно общие. Например, принципы всеобщей связи, развития и др.
Философские законы и закономерности также носят предельно общий характер. Таковыми, например, являются законы диалектики: единства противоположностей, перехода количественных изменений в качественные и, обратно, на новом уровне развития, отрицания отрицания.
Научный метод - это способ достижения цели, совокупность приемов теоретического или практического освоения действительности, путь ученого к постижению предмета изучения. В философии есть два предельно общих познания: диалектический, рассматривающий явления, предметы, процессы в тесном взаимодействии, единстве, развитии, и метафизический, рассматривающий явления и предметы материального мира вне их взаимосвязи, в неподвижном, статическом состоянии, без развития.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.