Формами существования материи являются пространство и время. Сложилось два подхода в понимании пространства и времени - субстанциональный и реляционный. Первый - это понимание пространства и времени как самостоятельных сущностей. Пространство - просто вместилище тел, время - это «чистая» длительность. Так утверждал еще Демокрит, но логическое завершение понимания абсолютного пространства и времени мы находим у Ньютона.
Реляционный подход наметился еще у Аристотеля, получил развитие у Декарта, Лейбница, которые считали, что пространство и время - это особые субстанции, а формы существования вещей, они - атрибут (неотъемлемое свойство) материи.
С точки зрения диалектического материализма пространство - это форма бытия, которая характеризует порядок сосуществования и рядоположения материальных объектов, их структур, протяженность.
Время - форма бытия, характеризующая изменения, происходящие с материальными объектами. Человек познал эти природные процессы (движение Земли вокруг Солнца, смену дня и ночи и др.) и назвал это временем. Оно - атрибут не только неживой, но и живой материи (биологическое время) и социума.
Пространство и время имеют некоторые общие и некоторые отличительные черты.
Общими характеристиками для них являются: объективность, вечность, безграничность, абсолютность и относительность, прерывность и непрерывность. Для пространства характерны такие черты, как трехмерность, симметричность, изотропность. Для времени: одномерность, однонаправленность, анизотропность.
Реляционная концепция пространства и времени оформилась как учение в теории относительности А. Эйнштейна. Согласно этой теории, каждая материальная система сама формирует свои пространственно-временные характеристики в зависимости от скорости движения. При больших скоростях, приближающихся к скорости света, происходит как бы сокращение пространственных характеристик и замедление времени (процессов). Масса же объектов резко возрастает. Философский смысл теории относительности в том, что она подтверждает вывод, что материя, пространство и время взаимосвязаны, образуют пространственно-временной континиуум (от лат - непрерывное, сплошное).
Мир -это бесконечное множество систем различного порядка, находящихся в постоянном движении, но все эти системы находятся во взаимосвязи и взаимозависимости. Окружающий нас мир - един, и это единство - в его материальности.
Важное значение для понимания единства мира имеют принципы синергетики как теории самоорганизации. Синергетика показывает, что в мире идет процесс спонтанного и автономного образования различных структур в неравновесных открытых системах. Иначе говоря, самоорганизация присуща не только живой, но и неживой природе, что позволяет увидеть в физических процессах переход от «существующего к возникающему» (И. Пригожин), что создает предпосылки для описания новой целостной общенаучной картины мира.
ФИЛОСОФСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИИ
Бытие материальное - это неисчислимое количество предметов, тел внешнего мира. Уже древние мыслители Греции (Фалес, Гераклит, Демокрит) стремились обнаружить у них нечто общее, но сводили это общее, «первоначало», к конкретным формам материи - воде, огню, воздуху. Демокрит впервые высказал мысль, что основой всего многообразия вещей является атом - неделимая, мельчайшая частица. Широкое распространение атомизма означало усиление материалистического понимания мира, возможность объяснения процессов данного, атомерного уровня (теплоты, свойств химических элементов и т.д.).
До конца XIX века господствовала механическая картина мира, согласно которой атомы считались неделимыми, они подчинены законам классической механики.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.