XYIII век - век включения России в систему мировой материальной и духовной культуры. В сфере философии - раскрепощение, секуляризация, размежевание с богословием, обращение к природе. Татищев (1686-1750) - главное - познание реальной жизни, самого человека. Антиох Кантемир (1708-1744) - все зло от невежества. Его «Письма о природе и человеке» - первый оригинальный философский трактат. Ломоносов (1711-1765) - выступает как ученый-материалист против астрологии, лженаук.
Особое место в истории восточнославянской философии занимает XIX век (ряд авторов считает, что только в этом веке и сложилась восточнославянская философия, с чем согласиться нельзя). Чаадаев (1794-1856), Хомяков (1804-1860), Вл. Соловьев (1853-1900), Герцен (1812-1879), Федоров (1829-1903), Бердяев (1874-1948) и многие другие мыслители России творчески, в новых условиях, значительно обогатили философскую мысль и оказали влияние на философию Запада.
Основная идея этой эпохи - судьба России. Борьба западников и славянофилов требовала обоснования своих убеждений, что и определяет возникновение различных философских систем - от религиозно-мистических (Вл. Соловьев) до диалектико-материалистических (Герцен). Особое место среди них занимает Н.А. Бердяев (1874-1948), русский религиозный философ, размышлявший о примате свободы над бытием, о разумном ходе истории, и особо - о судьбах России в своих трудах «Смысл истории», «О предназначении человека», «Я и мир объектов», «Судьба человека в современном мире» и др. Оценивая значение творчества русских религиозных философов XIX века, Бердяев отмечал, что они в значительной мере предвосхитили идеи М. Шелера, Н. Гартмана и европейских экзистенциалистов последующих поколений.
Восточнославянская философская мысль на протяжении истории отражала закономерности, противоречия и тенденции бытия и познания, оказывая влияние и на мировую культуру.
ДВИЖЕНИЕ, ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ - ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЫТИЯ МАТЕРИИ
Философское учение о материи требует ответа и на вопрос о том, как существует материя - находится ли она в движении или покое, что такое движение, что такое пространство, время. И на эти вопросы уже пытались ответить материалисты античности. Они считали, что материя всегда в движении, но движение понимали как простое перемещение в независимом от материи пространстве. Так, Аристотель считал, что «незнание движения влечет за собой незнание природы».
Примерно такой точки зрения придерживались и выдающиеся материалисты XYIII века - Дидро, Гольбах, Гельвеций, Леметри и др. Но уже в XIX веке создатели диалектического материализма - Маркс и Энгельс высказали мысль, что материя, движение, пространство и время не изолированы друг от друга, они находятся во взаимосвязи и взаимозависимости. Они дали иное, отличное от прежних определений, понимание движения. Под движение следует понимать не только перемещение в пространстве, но любое изменение материальных объектов. «Движение есть изменение вообще» - таково понимание движения с позиции диалектического материализма. Движение неотделимо от материи, оно есть способ существования материи. Покой только относителен.
Движение как изменение вообще следует отличать от понятия «развитие». Применительно к материи вообще развитие следует понимать как ее самообновление и самоорганизацию, порождение качественно иных форм бытия.
Движение многообразно. Принято условно различать формы движения:
* механическая - перемещение в пространстве;
* физическая - движение, изменения микрообъектов;
* химическая - изменение строения молекул, их качества;
* биологическая - обмен веществ в процессе самообновления, саморегуляции;
* социальная - изменения, происходящие в результате целеполагающей деятельности людей.
Это - основные формы, в рамках которых могут иметь место другие - взаимодействие элементарных частиц и полей, ядерные превращения, геологические преобразования, космические процессы и другие.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.