Диалектический метод Гегеля явился великим приобретением человеческой мысли. Впервые в истории им были сформулированы основные законы и категории диалектики, как законы и закономерности развития Абсолютной идеи и мирового разума.
Диалектика Гегеля явилась важнейшим теоретическим источником нового этапа в развитиии философии - диалектического материализма.
Другим таким источником явился материализм видного немецкого философа Л. Фейербаха (1804-1872), выступившего в совей работе «Сущность христианства» в 1841 г. с резкой критикой гегелевского идеализма. Его заслуга состояла, прежде всего, в том, что после длительного периода господства умозрительной идеалистической философии он возродил традиции материализма XYII-XYIII вв. Опираясь на выводы естествознания, что сознание есть свойство человеческого мозга и не может без него существовать, Фейербах сделал вывод о родстве гегелевской философии с телогией. Бог, по Фейербаху, - это объективированная, т.е. вынесенная вовне абстракция, существующая в головах людей. Подлинный творец Бога - человек попадает в зависимость от него. Чем больше атрибутов приписывается Богу, тем беднее становится человек. Возродить у человека чувство достоинства можно только на основе материалистического мировоззрения. В обществе будущего по Фейербаху будет господствовать «религия любви» к человеку как высшему существу для другого человека.
Фейербах не преодолел философскую систему Гегеля оружием критики, просто отбросил ее как грандиозное заблуждение, и как было образно сказано «вместе с грязной водой выплеснул и ребенка», - самое ценное ее приобретение - диалектику, и остался на позициях старого метафизического материализма XYIII века.
Материализм Фейербаха носит антропологический характер. Он рассматривает человека, прежде всего, как биологическое, а не социальное существо. Сущность человека выступает у него как метафизическая, раз и навсегда данная, вне тесной связи с развивающимися социально-историческими условиями.
В целом философия Фейербаха сыграла огромную роль в развитии научного материалистического мировоззрения и наряду с гегелевской диалектикой была использована К. марксом и Ф. Энгельсом при создании диалектического материализма.
диалектика и ее альтернативы в истории философии
Для теории и практики важно знать не только что представляет собой окружающий мир, но и в каком состоянии он находится, что с ним и в нем происходит. Ответ на эти вопросы дает диалектика - теория и метод познания действительности, наука о всеобщих связях и развитиии природы, общества и мышления.
Диалектика прошла сложный и длительный путь становления. Стихийная диалектика древних мыслителей основывалась на наблюдении, жизненном опыте, здравом смысле. Согласно даосизму, в мире нет ничего постоянного, одни вещи приходят, другие уходят. По Гераклиту все существует и в то же время не существует, все течет и изменяется. Сократ, введший это понятие, рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины в диалоге с помощью майевтики - системы целенаправленных вопросов оппоненту. Сократу пришлось вести борьбу с софистикой - крупным альтернативным диалектике направлением, ставившем целью победу в споре с помощью хитроумныхх уловок-софизмов. Классический пример таких уловок - софизм «Рогатый»: «То, что ты не терял, ты имеешь»
«Ты не терял рогов»
«Следовательно, ты рогатый».
В Новое время впервые Гегелем была разработана теория диалектики как развития сознания, Абсолютной идеи. Идеалистическая диалектика показала несостоятельность другого крупного альтернативного направления - метафизики. Метафизическое, догматическое мышление, классически представленное в книге «Экклезиаст» в Ветхом завете, отрицает развитие, утверждает,что ничто не ново под Луной, что было, то и будет, и если есть изменения, то типа круговорота воды в природе.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.