В 1870–1880-е гг. завершилось господство «толстого» журнала. Начинают преобладать массовые «тонкие» журналы, такие, как «Вокруг света», «Нива», «Огонек». Увеличилась доля фотоинформации, выросло число иллюстрированных журналов. Также увеличилось число специальных (отраслевых) и специализированных (научных, научно-популярных, медицинских, библиографических, женских, детских и т.п.) журналов.
Ведущими периодическими изданиями стали газеты. С 1860 по 1889 г. их суммарный тираж вырос с 65 до 300 тыс. экз. Появились многотиражные издания. Большинство газет стали ежедневными. Читательская аудитория стала более демократичной (за счет средних и низших социальных слоев). Газеты стали проникать в деревню. Расцвет газетного дела привел к разделению прессы на большую и малую. Первая предназначалась для высших, образованных слоев, отличалась увеличенным форматом, публиковала больше аналитики и дороже стоила. Примеры – «Новое время», «Русские ведомости». Органы малой прессы предназначались для малообразованных читателей, имели уменьшенный формат, больше иллюстраций, фотографий и рисунков, заполнялись городскими новостями, сенсациями, низкокачественной беллетристикой, стоили дешевле. Примеры – «Петербургская газета», «Московский листок». Правовое положение столичной и провинциальной прессы очень отличалось. Столичные газеты выходили без предварительной цензуры, за счет рекламы были лучше обеспечены в финансовом плане. Рост конкуренции привел к разнообразию форм привлечения читателей. Чаще всего это были приложения и премии для читателей. Некоторые газеты стали выходить по утрам и вечерам. Применялись тематические номера (празднично оформленные), юбилейные номера, скидки и льготы для подписчиков.
Редакции газет стремились наладить связь с читателем, принимали письма, устраивали благотворительные сборы, проводили читательские опросы.
Капитализация страны вызвала рост писчебумажных фабрик, типографий, литографий. К началу XX века в России было более 200 писчебумажных фабрик и 1,500 издательств. Постепенно происходила модернизация оборудования (новые печатные станки – линотип Мергенталера, перевод с пара на электричество).
Издатели газет в это время стремились не к пропаганде своих взглядов, а к извлечению прибыли. Появились предприниматели от журналистики – банкир Трубников, биржевой маклер Проппер, а потом и первые медиамагнаты – А.С. Суворин, И.Д. Сытин. Качество журналистского корпуса с ростом массовой прессы стало хуже, так как тогда считалось, что литературный труд доступен каждому. Материальная необеспеченность журналистов вела к их зависимости от издателей, заставляла сотрудничать сразу в нескольких органах, самим искать себе заработки и даже просить милостыню. Немногим журналистам удалось преуспеть. Среди них «король репортажа» Гиляровский, «король фельетона» Дорошевич. В журналистике начали свой творческий путь А.П. Чехов, В.Г. Короленко, А.М. Горький. Жанровая палитра газет была многообразна. Газета начиналась передовой статьей, затем шли отделы корреспонденции, фельетоны (подвал на 1–2–3-й полосах). Немалый процент площади заполнялся беллетристикой (романами, рассказами, повестями). Изменилось и оформление газет – чем престижнее, тем больше формат. Использовались иллюстрации, особенно в малой прессе. Увеличился объем газет. Ежедневные газеты имели 4–6 полос, еженедельные – 16 полос. Много места отводилось на рекламу. В 1896 г. «Новое время» выручило за нее 500,000 рублей. Появились первые рекламные агентства.
Газеты распространялись по подписке и в розницу. Распространением газет в розницу занимались артели газетчиков. Характерно увеличение расходов на издание. В 1870-е гг. на издание газеты требовалось 30–40,000 рублей в год, а к началу XX века это требовало уже 200–300,000 рублей. Газета становилась товаром, начался процесс монополизации и финансирования газет частным капиталом.
Лекция 14. Ведущие издания 1880–1890-х гг. (2 часа)
Создаются одни из последних популярных «толстых» журналов: «Русское богатство», «Северный вестник» (Санкт-Петербург), «Русская мысль» (Москва).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.