Основная идея журнала П.Л. Лаврова «Вперед!» (1873–1877) – подготовка революции путем пропаганды социалистических идей в народе силами интеллигенции (лавровское направление в народничестве называли пропагандистским). Журнал выходил в Цюрихе и Лондоне, непериодически, в виде сборников. Всего их было 5. Связи с Россией у Лаврова были хорошо налажены, и журнал был популярен. Тираж доходил до 2,000 экз. «Вперед!» имел приложение в виде газеты с таким же названием. Она печаталась в Лондоне до 2 раз в месяц тиражом до 3,000 экз. В газете «Вперед!» печатались многие революционеры, и распространялась она в России революционными кружками.
Идеолог террористического направления в народничестве П.Н. Ткачев издавал журнал «Набат» (1875–1880). Он выходил в Женеве и Лондоне. Цель: указать на необходимость и возможность революции. Ткачев считал, что самодержавие не имеет опоры в обществе, и потому его легко свергнуть силами группы заговорщиков. В результате Журнал «Набат» стал органом крайнего террористического направления. Всего вышло 20 номеров, тираж доходил до 1,500 экз.
Издания революционеров-народников выходили за границей и доставлялись в Россию нелегально. На пути к читателю им приходилось преодолевать много препятствий, многие из авторов находились в международном розыске. Бакунин был приговорен к смертной казни в трех или четырех странах. Тем не менее, журналистская деятельность народников не осталась забытой. В конце 1890-х гг. народнические издания стали легально выходить в самой России. Самым ярким из них стал журнал Короленко и Михайловского «Русское богатство».
Модуль – 4
Журналистика в 1880–1890-х гг.
Лекция 13. Журналистика 1880–1890-х гг. (2 часа)
Убийство народовольцами в 1881 г. в Петербурге императора Александра II вызвало консервативный поворот во внутренней политике самодержавия. 1880–1890-е гг. известны в истории как период контрреформ Александра III. Большую роль в управлении страной играл триумвират из К.П. Победоносцева, Д.А. Толстого и М.Н. Каткова. Эти трое были противниками свободы слова. К.П. Победоносцев – интеллектуал, юрист, Обер-прокурор Синода – лично читал все выходящие в России газеты, даже самые ничтожные, и следил даже за объявлениями в них. Создал сеть добровольных цензоров, которые доносили ему из разных мест страны о преступлениях в печати. В книге «Московский сборник» (1896) Победоносцев писал, что печать не выражает общественного мнения, но ничто не может противостоять ее разрушительному воздействию, когда газеты изо дня в день повторяют одну и ту же мысль. Свою задачу Победоносцев видел в том, чтобы направить печать, а вместе с нею и общество, к идеям, которые исходят из глубокого уважения к вере, церкви, добру, справедливости. М.Н. Катков посвятил этой задаче серию статей в редактируемых им «Московских ведомостях». Общественность испугалась революции. Отовсюду неслись призывы к ограничению свободы печати. Чичерин писал, что свобода печати, в основном политическая, нужна там, где есть политическая жизнь, в России она несет не свет, а тьму. В 1882 г. министр внутренних дел Д.А Толстой выпустил «Временные правила о печати», согласно которым судьбу фактически любого издания без всякого суда решало совещание четырех министров. Деятельность Совещания проходила под контролем Победоносцева. В это время и были закрыты журнал «Отечественные записки», газета «Голос» и другие органы периодики. Открытие новых изданий разрешалось только благонадежным лицам. В 1883 г. введены субсидии лояльной журналистике, например, газета князя Мещерского «Гражданин» получала 80,000 рублей в год. Усиление роли религиозной публицистики (К.Н. Леонтьев), гонения на Льва Толстого, которого отец Иоанн Кронштадтский называл «безбожной личностью», «апокалипсическим драконом», «отцом дьявола».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.